|
В административном корпусе Одесской киностудии 13 июня открылась выставка молодого польского фотохудожника Александры (Оли) Чернявской «Временный музей Вертова». Экспозиция работает до 19 июня в рамках фестиваля «Немые ночи», при поддержке Генерального консульства Республики Польша в Одессе.
Дело в том, что Оля Чернявска — землячка выдающегося советского режиссера-документалиста Дзиги Вертова: он родился в городе Белостоке — тогда это была территория Российской империи — в 1896 году, а Оля — в Белостоке же, теперь это Республика Польша...
Выставку открыла заместитель директора Польского института в Киеве Анна Гереб. Куратором проекта выступила Моника Шевчик.
Занятен сам интерес польки, представительницы молодого поколения, к вопросу: большевиков и художников, проникшихся их идеями, сейчас даже на их родине принято клясть либо осмеивать, а уж в Польше-то!.. Тем паче, что Дзига Вертов был фигурой очень неоднозначной. Радикальный авангардист в области киноремесла, разработчик новаторского киноязыка... и такой же экстремист в политических убеждениях (или в том, что считал таковыми: в те годы многие, увы, художники бессознательно приняли инстинкт самосохранения за убеждения!), — ну, в общем, «клятый» беспартийный коммунист. Ему еще «крупно повезло» — сталинская бюрократия всего лишь оттерла его от авторского кино... а могла бы и в концлагере сгноить.
Так вот, для юной Оли Чернявской все это оказалось неважным. Политика — истлела, искусство — осталось. И Оле захотелось погрузиться в это искусство не в качестве зрителя, а чувствуя себя его участником и создателем: ощутить атмосферу тех лет, вращаясь в ауре великого Таланта.
Но сначала — справка-напоминание. «Дзига Вертов» явился в мир в 1915 году — так он заявил о своей натуре: «дзига», это, понимаете, «юла», и она «вертится». Реально же был Давид Абелевич Кауфман (1896—1954): один из основателей и теоретиков документального кино, первым в мире, кстати, применивший методику «скрытая камера». Его вклад в мировое кино — монтажная теория (и практика, разумеется): монтаж — это способ мышления в кино, монтаж — это контекст. «До Вертова документалисты снимали изображение, после Вертова они научились снимать идеи», — писал директор Французской синематеки Фредерик Россиф. Монтаж, упорядоченная последовательность кадров — способ придать изображению смысл: идею. Вертов, справедливости ради сказать, разрабатывал этот метод наряду с С. Эйзенштейном... которого люто крыл за приверженность художественному, сюжетному, а значит, «буржуазному» кинематографу.
«Был награжден боевым орденом Красной Звезды (1935) — и cеребряной медалью и дипломом Всемирной выставки декоративного искусства в Париже (1925). Его последним прижизненным триумфом стал фильм «Три песни о Ленине» из советской кинопрограммы, удостоенной Гран-при на Венецианской выставке 1934 года (предшественнице Венецианского кинофестиваля). Посмертная слава пришла на рубеже 50—60-х годов из Франции, Англии, США», — пишет киновед Валентина Рогова.
...Осенью 1964 года в результате опроса кинокритиков 24 стран, проведенного в рамках международного фестиваля в Мангейме, фильм Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» (1929 г.) был включен в число 20 лучших документальных фильмов всех времен и народов. Этот же фильм вошел в «список из 12 документальных фильмов, изменивших мир», опубликованный в октябре 2010 года журналом «Entertainment Weekly». Знаменитый фильм был снят в Одессе и предметом показа имел — Одессу.
Землячка кинорежиссера-новатора представила в виде «человека с киноаппаратом» и себя на фотографическом автопортрете, стилизованном под 20-е годы. Вмонтировала собственное фотоизображение в старую фотографию с Дзигой Вертовым: ребята, хочу работать с вами и открывать новые горизонты! Нашла в Интернете репродукции раскадровок, выполненных советским киномэтром, скопировала и... добавила свои собственные, нарисованные в совершенно неотличимой манере. Стилизовала отрывки записей, наряду с реконструкциями подлинных писем и заметок.
Музей кино НСКУ (директор — Вадим Костроменко) вставил в экспозицию свои весомые «пять копеек»: предметы студийного реквизита, относящиеся к 20-м годам, и музейные экспонаты. Так был воссоздан «творческий кабинет» кинематографиста в выставочной комнате. И молодые посетители арт-проекта охотно вовлекаются в игру, приобщаясь к истории кино. Людоедские подробности большевизма при этом остаются за кадром. В кадре, крупным планом, — Талант...
Валентина Василенко