|
Международный день музеев был отмечен открытием масштабной персональной выставки народного художника Украины Альбина Гавдзинского в залах Одесского художественного музея (ул. Софиевская, 5а). Выставка приурочена к 75-летию творческой деятельности мастера.
Альбина Станиславовича, которому 4 июля исполнится 89 лет, поздравила, открывая выставку, директор Художественного музея Наталья Полищук. «Низкий поклон и поздравления» передала художнику от одесского городского головы А. А. Костусева его заместитель Елена Павлова. Стоит вспомнить, что 28 февраля сессия городского совета началась с награждения народного художника Украины Альбина Гавдзинского знаком отличия одесского городского головы «Знак почета» — «за многолетний плодотворный творческий труд и значительный личный вклад в развитие отечественного изобразительного искусства».
На вернисаже было очень многолюдно, отдать дань уважения и восхищения старшему «собрату во палитре» пришли многие именитые одесские художники. Выставленные пейзажные картины и этюды тщательно разглядывали и обсуждали студенты «Грековки» и «худграфа». «Смотрите, здесь сегодня буквально ВСЕ! Ведь он — живая легенда», — заметила мне научный сотрудник Художественного музея Вера Савченко...
«То, что в этих работах так много света и воздуха, так много умения ценить каждое мгновенье жизни, — это, быть может, результат войны, которую он прошел, — сказала заведующая выставочным отделом музея Галина Богуславская. — Закалка и умение ценить жизнь — это качества, наверное, почти всех людей, прошедших войну».
Типичная советская биография сельского хлопчика-удачника... на поверку — смиренного труженика. Ведь что поражает, когда перед тобой не пара-тройка работ Гавдзинского в сборной выставке, а масштабная ретроспекция: бросается в глаза... принципиальная неброскость этих полотен. Смиренная палитра. Тихое любование. Интимность переживания впечатлений внешнего мира. «Картины его масштабными назвать нельзя», — отметила Елена Михайленко, директор Новокаховской картинной галереи им. А. Гавдзинского: отметила в сопровождении знаменательных «хотя» и «но», — да, картины малоформатные, тихи по сути, однако же приковывают взгляд!
Картинная галерея в Новой Каховке возникла после дарения этому городу одесским художником Гавдзинским 237 своих полотен — после его творческой работы во времена строительства Каховской ГЭС, с 1951 по 1960 годы. В 1961 году ему было присвоено звание Почетного гражданина города Новая Каховка. В 2003 году картинная галерея Новой Каховки названа именем Альбина Гавдзинского. «Уже 45 лет: в этом году мы отметим свой вот такой юбилей», — с гордостью поведала директор галереи.
Ну, а что она имела в виду под «немасштабностью» картин Гавдзинского, посвященных, казалось бы, такой громкой и выигрышной в те годы «производственной» тематике? Что имелось в виду, догадаться нетрудно: видимо, Альбин Гавдзинский не был склонен следовать конъюнктуре соцреализма, он был искренним и камерным по дарованию художником, и даже «производственные» впечатления передавал на своих картинах как личные переживания, непафосно и вдумчиво. Его более всего интересовала природа — и человек в природе. Даже если человек нахально именовал себя ее «преобразователем». «В тех маленьких работах, — уточняет Елена Михайленко, — можно увидеть город, реку, плывущую лодочку. И замок Трубецкого, который, к сожалению, не сохранился, — успел Альбин Станиславович запечатлеть на своих полотнах этот замок!».
...В 1940—1950 годах учился Альбин Гавдзинский в Одесском художественном училище, которое окончил с отличием, у преподавателя Н. А. Павлюка. Почему... так долго? Война! В 1941 году первокурсник, будущий живописец, мобилизуется и, после окончания Ростовской школы пилотов, а затем Черниговской военной авиационной школы, работает в авиации инструктором — обучает летчиков-истребителей перед отправкой на фронт. Учебу художника возобновляет в 1946-м.
А дарование проявилось рано: в 1938 году мальчишка стал лауреатом конкурса журнала «Юный художник». А в 1951 году — дебют на всесоюзной выставке с картиной «Начало великой стройки». Молодых нынче не поразишь участием во «всесоюзной», когда сегодня сплошь — «международные». Знали бы, каково было 28-летнему художнику прорваться на «всесоюзную» (в Москву, где произведения с выставки непременно покупало государство!) — сквозь непробиваемые кордоны художественных советов!..
Сегодня произведения Альбина Гавдзинского находятся в музеях Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Одессы, Николаева, Херсона, Львова, Севастополя, Алупки.
НА ВЫСТАВКЕ — сплошь пейзаж. Каждый посетитель облюбует для себя то, что ему близко: Гавдзинский бывает разным. Что у него постоянно — это следование принципам южнорусской школы (искусствоведы отмечают его преемственность от выучеников К. Костанди), — сегодня эту «школу» применяют к одесским живописцам, что называется, «в хвост и в гриву», и это не вполне корректно — стоит взглянуть на полотна Гавдзинского, чтобы убедиться. У него-то — последовательная метода, с поправкой времени: палитра значительно посветлела, не без французских уже, думается, влияний.
Звонкий «Зимний пейзаж» с его глубокой, сложно замешенной синевой теней, контрастирующей с мягким розоватым свечением снега в предвечерних лучах... Чисто одесская радость, «вкусность», бытия — в картине, где на фоне слепящего моря красуется взрезанная дыня на белой скатерке. Буйная энергия сказывается в пастозном, густейшем, живописном слое «Аллеи в Ботаническом саду» и «Лунной ночи» (характерно, что оба этюда — малюсенькие: художник обуздывает свой темперамент форматом). Конструктивная строгость — в пейзаже «К вечеру», где тщательно, портретно, выписано здание храма, а на первом плане — милые, интимные подробности задворка: гребущиеся куры, стожок, белье на веревке.
Вообще-то Гавдзинский, при всей солнечности его палитры, все-таки негромок, а иногда и сдержан до аскезы. Таков жемчужный колорит «Туманного дня», с силуэтом храма сквозь кроны, таков «Памятник Т. Г. Шевченко» — маленький, но панорамного охвата городской пейзажик; такова «пергаментная» по колориту «Осень на Днестре».
Значительных портретов на выставке — два. Это портрет художника В. М. Синицкого (последователя К. Костанди) 1986 года, из собрания Одесского художественного музея: психологический, тонко проработанный. На нем — человек с ушедшим в себя, умным и печальным взглядом, с тяжелыми рабочими руками, на фоне крымского пейзажа, своего собственного — заключенного в золоченую раму. На другом портрете — рыжая зеленоглазая русалка, роскошная и пышущая здоровьем: ей-ей, идеал одесситки! Это — дочь художника Елена, запечатленная, когда ей было 18 лет. Живопись — импрессионистическая, световая, полутень сложнейшая, вся на цветных отсветах-рефлексах: есть чему поучиться, если ты студент «Грековки».
Ну, и еще «портрет» во главе экспозиции, на торцевой стене: нашего Оперного театра. Как же без него — «наша марка»! Живое, можно сказать, для одессита существо...
Тина Арсеньева