|
В Одесском национальном академическом театре оперы и балета 28 апреля, 4 и 16 мая — премьера оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан» в режиссерской версии народного артиста России Юрия Александрова. Музыкальный руководитель постановки — главный дирижер театра, народный артист Молдовы Александру Самоилэ. Сценограф — заслуженный художник России Вячеслав Окунев.
Юрий Александров — воспитанник Ленинградской консерватории, режиссёр-постановщик Мариинского театра с 1978 года; основатель и художественный руководитель Государственного камерного музыкального театра «Санкт-Петербург Опера». Оперные спектакли ставил в Ла Скала, Арена ди Верона, Метрополитен Опера, в Польше, Турции, Казахстане, России. Лауреат премий «Золотой софит» и «Золотая Маска». На пресс-конференции, состоявшейся 25 апреля, режиссер поделился своим видением оперы «Дон Жуан», которую ставит в пятый раз — после «Мариинки», Арена ди Верона, Вильнюса и Петербурга.
«Ощущение того неожиданного и прекрасного, к чему мы все стремимся и что дает первая встреча, независимо от того, чем она обернется, — это содержится в опере Моцарта, и это мы пытаемся сохранить, — говорит Юрий Александров. — Прежде я рассматривал образ Дон Жуана в лупу, теперь — панорамно, в широкоугольный объектив: в окружении общества и в столкновении с ним. В этом сюжете люди без материальных проблем, для которых все разрешено и возможно, включаются в дьявольскую игру — и проявляются в своей истинной природе. Дон Жуан — натура цельная и стихийная: мы же не обижаемся на дождь и ветер. Заблуждения таких людей помнятся в поколениях».
«Мы постарались разрушить стереотип оперных амплуа, — посвятил журналистов в свою «кухню» постановщик, приверженец «авторских» спектаклей, декларирующий свой стиль как «эмоцию». — Например, вторая ария Донны Анны: по артикуляции, по этим дьявольским фиоритурам — это же, скорее, кукла повестей Гофмана: какая уж тут голубая героиня?! К вопросу об эпатажных «новациях» — я люблю жизнь и... скептически отношусь к ней на сцене. Голое тело на сцене — ужасно и абсолютно не эротично. Эротизм может быть в голосе, в воображении, — помните у Пушкина: «Лишь узенькую пятку я заметил»? А Дон Жуан — зеркало, в котором отражаются наши грехи».
Александру Самоилэ ставил «Дон Жуана» в Кишиневе вместе с Юрием Александровым, порекомендованным Валерием Гергиевым, художественным руководителем и главным дирижером Мариинского театра. «Может ли уважающая себя труппа не иметь в репертуаре ни одной оперы Моцарта? — риторически спрашивает главный дирижер Одесской оперы. — Прослушав молодых солистов и заглядывая в будущее, я решил — начать с самой сложной! Главным препятствием оказались... певцы: у них сложилась привычка к романтической опере в традиции XIX века, и мы вместе боролись с исполнительской инерцией, а о результатах судить вам. Настоящая работа начнется для нас с момента премьеры: динамика, рост, развитие. После «Дон Жуана» Моцарта солисты начнут по-иному петь и Верди, и Пуччини. Моцарт дисциплинирует».
Сегодня, считает дирижер-постановщик, чрезвычайно актуален вопрос режиссуры: в оперном театре публика уже хочет не только слушать, но и смотреть.
В спектакле заняты четыре состава! В ведущих партиях — в основном, солисты нового поколения. Дон Жуан — Василий Добровольский, Владимир Муращенко, Александр Стрюк, Вадим Черниговский. Командор — Анатолий Бойко, Владимир Тарасов, Сергей Узун, Игорь Царьков. Донна Анна — Лариса Зуенко, Анна Литвинова, Инга Мартынова, Наталья Павленко.
Лепорелло — Василий Навротский, Дмитрий Павлюк, Виктор Шевченко, Вадим Черниговский. И многие другие в других ролях.
Валентина Левчук. Фото Олега Владимирского