|
В рамках международного фестиваля «Французская весна в Украине» на сцене Одесского академического украинского музыкально-драматического театра имени Василько состоялось представление современного французского цирка «Чудо-водные истории» (в оригинале «O temps d’o»)от компании «BaroloSolo».
Организаторы фестиваля, директор «Альянс Франсез Одесса» Сильвен Бано и его переводчица, а также менеджер по культуре Анна Олехнович со сцены предостерегли сидящих в первом ряду, что им, возможно, придётся спасаться вплавь. До этого, конечно же, не дошло, но брызги время от времени на зрителей попадали, впрочем, они были не в претензии! Ведь маленькие коллективы Франции, работающие на стыке театральных и цирковых жанров, это всегда такие «изюминки» «Французской весны», которые вспоминаются годы спустя с неослабевающим восторгом. И все они такие разные! Но неизменным остаётся высокое мастерство артистов, их тонкий юмор и философский взгляд на мир в сочетании с виртуозным владением всеми клоунскими техниками.
Так вышло и на этот раз. Под куполом алюминиевой беседки-конструкции в бассейне по щиколотку в воде вышагивал забавный чудак с виолончелью — готовился к концерту, поправлял пюпитр, вылавливал постоянно утопающие ноты, усаживался на раскладной стульчик. А вот его коллега с гитарой в руках комично боялся замочить ноги, и потому добряк-виолончелист таскал его на закорках, подсаживал на столбики конструкции, заботливо прилепливал промокший нотный листок на тот же столбик, поближе к глазам (потом в разговоре выяснилось, что этот трюк родился из случайности, которая повлекла за собой импровизацию... А вообще-то в спектакле все выверено и просчитано до мелочей, уж очень риска много).
Спектаклю «Чудо-водные истории» уже пошел второй год. Автор идеи, акробат, воздушный гимнаст, музыкант (виолончель, банджо, аккордеон), основатель компании BaroloSolo Матье Левавассер оказывал головокружительные поддержки Вильяму Вале (акробат на китайской мачте, ударник, гитарист), демонстрируя трогательную заботу — только бы не намок!.. Многолетняя дружба и безграничное доверие выработали у клоунов потрясающее чувство локтя, а также плеча, спины и так далее. Они работают на базе трансформации предметов, стремясь оторваться от реальности, создать особый, клоунский мир. И это им удается: в результате манипуляций с китайской мачтой, вдруг превратившейся в подобие лодки, внезапно сменившегося на красное освещения (плюс надетая Вильямом на голову наподобие шляпы тарелка, в миру ударный инструмент), перед изумлёнными взорами публики вдруг возник... рисовый чек и возделывающие его китайцы, совершенно новое пространство. А с купола беседки продолжает постоянно сочиться тоненькая струйка воды, выполнять трюки становится все тяжелее (сердобольной публике объяснили, что вода разогрета до 20 градусов), артисты уже вымокли оба, хулиганят вовсю, плавают под водой и просто так, и с трубкой во рту, весело отбивают ритм прямо по водной поверхности, поднимая вихрь из брызг, а потом... Все завершается таинственным мерцанием плавучих огоньков, выпущенных Вильямом на воду.
Просохшие за кулисами артисты рассказали, что раньше труппа была многочисленной, но часть клоунов захотела выступать в шапито, с лошадьми и другими животными, а у них семьи, дети, им хочется спокойно выступать в театрах, которые, кстати, охотно покупают их спектакли. Талантливых музыкантов-эквилибристов знает публика Парижа, Каркассона, Амьена, Монпелье, южных городков Франции, Испании, а теперь благодаря «Французской весне» начинают узнавать зрители крупных украинских городов. Одесса стала первым местом фестивальных выступлений в Украине, и Матье заметил, что наша публика даже горячее испанской, впервые клоунам аплодировали за каждый цирковой нюанс!
Интересно, что во Франции не имеющие своего помещения для репетиций коллективы могут воспользоваться возможностями так называемых культурных резиденций, где можно проживать и репетировать хотя бы целый месяц. Интересно, что в предыдущей постановке артисты укрощали стихию не воды, но... кастрюль. Кастрюли служили одеянием, музыкальными инструментами и реквизитом. А вода таит много неожиданностей, хотя и позволяет использовать массу выразительных возможностей, ведь брызги, игру отсветов на воде не повторить из спектакля в спектакль. Бывают, конечно, и внештатные ситуации, всего не предусмотреть.
— По сценарию я должен соскользнуть в бассейн и вымокнуть в определенный момент, — рассказал Вильям. — Но как-то шел по мачте и нечаянно окунул ногу в воду. Вышел из положения так: снял носок, тщательно выкрутил из него воду. Надел обратно и продолжал работать, как обычно. В другой раз не удержался и упал в воду плашмя. Выскочил, всем видом показывая, как боюсь воды, и опять-таки продолжил спектакль. Мой персонаж не любит воду, жутко боится ее, если я падал, это и подчеркивал.
— Я понимал, что в этом спектакле мне придется носить Вильяма на руках, а он не самый легкий, — с улыбкой признался Матье. — Но что поделаешь! Мы как раз настолько доверяем друг другу, чтобы работать в этом жанре, а эквилибристика в воде особенно сложна!
Музыку к спектаклям французы исполняют сами, записывают (при семплировании любой случайный неверно взятый звук будет повторяться, а это недопустимо), но поют вживую. Честное искусство, яркое, впечатляющее. Браво! Но, к сожалению, встреча эта с одесситами явно последняя — дважды в один город один и тот же коллектив «Французская весна» не привозит. Жаль, но как знать, вдруг через год программа фестиваля предложит что-нибудь не менее достойное внимания и восхищения?..
Мария Гудыма. Фото Олега Владимирского