|
Страстную пятницу, 13 апреля, Одесский национальный академический театр оперы и балета ознаменовал исполнением Messa da Requiem Джузеппе Верди. Дирижировал музыкальный руководитель театра, народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ. Партию сопрано исполнила приглашенная солистка — одесситка, воспитанница Одесской музыкальной академии имени Неждановой, теперь звезда испанской оперной сцены Татьяна Мельниченко.
«Моя мечта, — сказал Александру Самоилэ на предварительной пресс-конференции, — приучить зрителя к тому, что в определенные праздники в театре происходит нечто важное, необычайное, возвышенное. Нужно закрепить в Оперном театре традицию рождественских и пасхальных музыкальных программ. Я дирижировал «Реквиемом» Верди в разных странах, католических и православных, и всегда в зале возникала особая аура, воздействующая и на исполнителей, и на меня».
Главный хормейстер театра, заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко обрисовал «творческую кухню»: «Месса Верди — огромное полотно, она вдвое больше «Реквиема» Моцарта. Здесь категорически недопустима пестрота звука. «Реквием» — стилистическая смирительная рубаха, обуздывающая страсти. Исполнение этого совершенного произведения полезно для всякого хорового коллектива. У нас поет хор около 70 человек. Причем баланс оркестра и хора таков, что данного количества хористов недостаточно, поэтому приходится специально выстраивать баланс, и в акустическом, и в вокальном отношениях. Да еще акустика нашего театра не позволяет голосу из глубины сцены пробиться сквозь оркестр, поэтому приходится, и вы, наверное, это заметили, прибегать к специфической расстановке хора. Дополнить хор студенческим составом мы не можем: этот состав будет нестабильным, студенческий коллектив просто не в состоянии удержать такую махину в репертуаре. Заработаем — пригласим капеллу «Думка». То, что в Одессе нет стабильной хоровой капеллы, для меня нонсенс: в 50—60-е годы она была в филармонии. «Реквием» должен потрясать. Верди для оперы «Аида», которую он писал одновременно и на сходных принципах, требовал скромной численности хора: всего человек... триста».
Своими впечатлениями от репетиций поделилась меццо-сопрано, заслуженная артистка Украины Татьяна Спасская: «Я впервые исполняла партию в «Реквиеме» в Германии, затем — в Одессе, и была счастлива. Когда мы встречались с дирижером Самоилэ на спевках, то проникались сознанием, насколько несоизмеримы уровни понимания произведения Верди у нас и у дирижера: он умеет указать путь и открыть перед тобой дверь. За время работы с ним я стала иначе слышать музыку. Мы поняли, сколько же надо трудиться над каждой нотой, каждым нюансом. После репетиции я всякий раз чувствовала себя так, словно из меня выкачали кровь. Дыхание нужно было восстанавливать: мне казалось, оно у меня останавливается, как будто я в безвоздушном пространстве. Вот как высоко поднимает это произведение! Когда «Реквием» уже исполняешь перед зрителем, вдруг перед тобой возникает невероятный, нездешний свет»...
Партию баса исполнял на этот раз Виктор Шевченко, партию тенора — Олег Злакоман.
А гостья, лирическое сопрано Татьяна Мельниченко, уже двенадцать лет работающая в Испании, сказала лишь, что дома, на родине, перед друзьями и близкими, петь — теплее. Она «засветилась» в Одессе исполнением партии Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского. В ОГМА им. А. Неждановой она была ученицей доцента Ларисы Петровой, ассистентуру-стажировку проходила у профессора Алисы Джамагорцян, занималась в классе камерного пения профессора Людмилы Ивановой. С тех пор в ее репертуаре накопились разнообразнейшие партии, от Джульетты до леди Макбет.
Т. Мельниченко — обладательница пятнадцати международных лауреатских званий.
...Как достигли вокалисты ансамблевости, верной интонации в исполнении столь сложного, не литургического, но и не светского, произведения — мессы Дж.Верди «Реквием»? «Секрет, быть может, в том, что все мы — птенцы одного гнезда, — подчеркнула Татьяна Спасская. — Одна вокальная школа: одесская. Я и Виктор Шевченко — ученики Галины Анатольевны Поливановой, Олег Злакоман — Анатолия Ивановича Дуды».
«Не так еще все хорошо в театре, как нам хотелось бы, — говорит заместитель генерального директора театра по связям с общественностью Лала Алескерова, — и не так много в городе настоящих меломанов, но мы стараемся воспитывать публику. Обратите внимание, как много новых, молодых имен в афише: мы приглашаем со всего мира певцов «гнезда одесского». Мы стремимся быть в русле мировых тенденций оперного театра, чтобы вывести наш театр из местечковой стагнации».
Валентина Левчук