|
В Музее западного и восточного искусства 6 апреля открылась персональная выставка члена Национального союза фотохудожников Украины и Одесской фотографической ассоциации Степана Алекяна.
Этот фотохудожник пользуется авторитетом отменного портретиста. Тема его нынешней выставки (а персональных на его счету — десяток) — художник. В обширном собрании психологического портрета одесские живописцы, графики, скульпторы, прикладники выступают на сей раз в качестве моделей. Вряд ли стоит перечислять здесь их фамилии — Алекян запечатлел, наверное, всю Одесскую организацию НСХУ, достаточно сказать, что на воплощение проекта у него ушло пять лет! Иных уж нет: «моделей», я имею в виду. Тем пронзительнее эффект от портрета, тем внимательнее вглядываешься в глаза персонажа...
Фотография — традиционная: черно-белая, пленочная. Чаще всего — черный глубокий фон, «космическое пространство». Тонкая светотеневая моделировка лица, четкий направленный свет, как правило, из одного источника.
Фотографией Степан Алекян занимается с 1968 года. Работал фотокором газет «Моряк» и «Вечерняя Одесса»; в журнале «Огонек» и в газете «Правда»: Алекян — лауреат их премий. Спортивный журналист. Долго плавал матросом. Участник многих зарубежных фотосалонов.
На одну фотосессию, рассказал он мне, у него обычно уходит час-два. Идет живое общение с моделью, увлекательным разговором фотохудожник старается снять с человека напряжение, добиться полной раскрепощенности в поведении своего «объекта». И, когда тот расслабится, фотографирует его врасплох, запечатлевая интересный, характерный психологический момент.
Предметный фон, считает Степан Алекян, отвлекает. В исполненных Алекяном фотопортретах он встречается редко: «чтобы приукрасить или подчеркнуть профессию». Главное для Алекяна — глаза и руки модели, как в рисунке и живописи. В представленной экспозиции лишь около трети портретов выполнено посредством цифровой камеры, причем фотошоп нигде не применялся.
Валентина Василенко