|
В клубе «Республика» 8 апреля состоялась творческая встреча с писательницей Оксаной Забужко и вокальным дуэтом сестер Тельнюк.
«Дорога из стекла» — так называется этот концерт лауреатов премии имени Василия Стуса, заслуженных артисток Украины Леси и Гали Тельнюк: на музыку Леси (исполняемую на виолончелях), на стихи Гали, но, преимущественно, на стихи Оксаны Забужко. Получилась интеллигентная, камерно-интимная, вполне традиционная программа: в привычном и приятном для Одессы русле. А вот оторопела я, когда заглянула в пресс-релиз. Директор проекта Назар Стригун, оказывается, замыслил его «як iнтелектуальну провокацiю, альтернативу усьому тому, що дiється на сучаснiй українськiй естрадi; але навiть ми не могли передбачити такого потужного i виняткового ефекту — ефекту вибуху, захоплення, слiз, занiмiння».
В репертуаре дуэта есть и авторские песни на стихи П. Тычины, Л. Костенко, В. Стуса, Е. Маланюка и др. Ну, и в чем «провокация», без которой, как я поняла, «боронь Боже», окажешься не в мейнстриме?..
Но аплодисменты публики были искренними: одесситы — народ эмоциональный и радушный. Голоса — приятные, сильные, хорошо выставленные, дуэт гармоничный, внешне привлекательный. Все — согласно резюме: «на высоком профессиональном уровне»; а именно средний уровень у нас нынче как раз добротен, как справедливо отметил другой гость Одессы — Владимир Васильев...
После концерта состоялась беседа. Вокалистки рассказали о своей дружбе с группой «Кому вниз», с которой считают себя, взаимно, «сестрами и братьями». Взаимное сходство видят в положении «вне формата», даже возили в тур по Украине совместный проект «Классическая поэзия в рок-музыке». «Они — настоящие мужчины в рок-музыке, ни разу не изменившие себе», — отозвались о «братьях» Леся и Галя.
«Я здесь слушатель, как и вы, — сказала о концерте Оксана Забужко (стихи свои она все же публике прочла), — сестры сами выбрали, что на душу легло, ведь каждый текст имеет столько версий, сколько людей его прочитали, в этом великая тайна литературы: любовный акт между произведением и вами».
Рассказала пани Забужко и кое-что о своей поэтической лаборатории: «Для меня это — имперсонально: «стихи не пишутся — случаются». В отличие от прозаического текста, здесь работают иные законы. Включается какая-то чертовщинка, рецепторы должны быть открыты для принятия сигнала. Поэзия неимоверно нагружена информационно, имеет сверхтяжелое ядро. Если стих живой, он содержит столько информации в восьми строчках, что, может быть, в прозе понадобилось бы развернуть ее на сорок страниц. Я говорю, как думаю, пишу, как чувствую. Сменить голос — сменить индивидуальность».
А дальше, думается, самое сложное: встреча с воспринимающим сознанием. Может, она-то и происходит на «дороге из стекла»? Хотя этот хлесткий образ тоже как-то не очень внятен: скользко? Стекло хрупкое? А там, внизу, под ним — что-то есть? Или оно — толченое, и по нему — босиком? В общем, это уж — кому как...
Тина Арсеньева