|
На улице Жуковского, 13, 27 марта открылся музей, какого еще не бывало в Украине, — «Музей звука». Его основатель и арт-директор — Василий Пинчук. Нет, не тот! Василий Федорович — наш человек, одессит с 1973 года, звукорежиссер Театра юного зрителя.
«Музей звука» — младший братишка Дома Блещунова, ибо тоже посвящен истории материальной культуры. А именно — истории звукозаписи и звуковоспроизведения. Экспозицию составили предметы из личной коллекции Василия Пинчука, а также звукоинженера Сергея Свириденко и некоторых других одесситов.
На почетном месте — граммофон «Виктрола» выпуска 1911 года! С него у нас все и началось, пояснил мне одессит, инженер-электронщик Станислав Соколов. На диске граммофона — пластинка 1889 года! Производства Франции — специально для России. «Соловей» Алябьева. Исполняет Н. В. Ван-Брандт. Пластинка сделана из шеллака — органической смолы, добываемой из жучков (лаковых червецов), которые водятся в Индии. Что интересно, в СССР шеллак, материал хрупкий, использовался до 1970 года, наряду с винилом, изобретенным в 1948 году.
В коллекции также — приемники-радиолы, начиная с образчиков 1939 года: например, «Маршал» — в СССР выпускался в 1939—1941 годах, для высшего командного состава, а в начале войны у населения изъяли радиоприемники, навесили «тарелки»: чтоб народ не слушал вражеских голосов. В витринах музея — ламповая аппаратура, в основном, наша. Есть и «элитная»: приемник «Звезда», созданный на основе французского «Excelsior», кажется, в 1954 году. Тонармы (долго не могла вспомнить, что это слово значит, потом пробило: звукосниматель!), головки проигрывателей, иглы патефонные. Ламповый усилитель собрал с нуля Сергей Свириденко: своего рода реконструкция. Микрофоны. И... первые диктофоны.
Интересный экспонат — один из первых в мире портативных граммофонов производства Швейцарии, 20-е годы ХХ века. А уж катушечные магнитофоны... ну, не верится, что своими глазами видали мы в употреблении сей престижный предмет: это же шкаф! Особенно «Тембр» выпуска 1961 года: надорвешься. В общем, налицо все техническое богатство и предметы воздыханий-вожделений меломанов с 1959 года и по восьмидесятые.
И, разумеется, интерьер клуба-музея украшен старыми виниловыми грампластинками. Которых, несмотря на благодетельницу Сеть, вылавливающую из информационного океана все, что душеньке угодно, все же как-то жалко...
Тина Арсеньева. Фото Олега Владимирского