|
В канун Международного женского дня в Художественном салоне НСХУ (ул. Екатерининская, 18) открылась экспозиция мастеров секции декоративно-прикладного искусства местной организации Национального союза художников Украины. Подлинно, Одессе предложили искусную руку, творящую чудеса от горячего сердца.
Прикладное искусство всегда актуально, ведь оно украшает наш быт. Но художники одесской секции ДПИ доказывают, что их красивые изделия — не просто интерьерные безделицы: зачастую эти произведения несут еще и философскую, мировоззренческую нагрузку.
Например, батик Валентина Гнатовского: мы не единожды писали о творчестве этого мастера, и на этот раз он верен себе. Образ женщины на полотнах Гнатовского восходит к матриархальному архетипу, это — «владычица Вселенной», и ей всегда сопутствует система архаических символов. Изображение в батике Гнатовского принципиально знаковое, многомерное в заданных ему смыслах. Карнавальность как отголосок первоначальных магических верований и ритуалов — непременный стилевой признак батика Гнатовского. Таковы на выставке новые работы: «Яблоко желаний», «Свадьба», «Танец», «Несение креста». Лишь в «Ностальгии перемен» вместо отвлеченного символизма духовной сути героини предстает ее чувственная телесность, но и та — карнавальная, веселая, игровая.
К символизму архаического примитива наскального рисунка обратилась керамист Лариса Субангулова. В этом стиле весьма красивы ее настенные керамические плашки «Двое» и «Хатня тварина».
Изысканно, в колористическом и пластическом отношениях, выполнены росписи по левкасу Игоря Зяблова. Эти композиции на евангельскую тематику написаны на холсте, наклеенном на доски, с соблюдением старинных технологий русской иконописи. Сами же изображения — отнюдь не подражание древним иконам: в образах сказываются различные пласты культуры, и византийская традиция, и манера мастеров Северного Возрождения XV века, пафос Ван дер Вейдена. Серия несет религиозно-философскую нагрузку, характерно название цикла: «Святые в ужасе», — а представлена его часть под названием «За тех, кто в море», очень проникновенная, трепетная и возвышенная. «Ужаса» как такового не наблюдается, зато духовная наполненность, искренность молитвенного переживания чувствуются.
Решительный и поразительный прорыв видим в творчестве керамиста Натальи Зябловой, до сих пор работавшей преимущественно в декоративно-оформительской, дизайнерской струе. Теперь художница предстала как мастер иконописи в керамике. Эта технология позволяет внести новые качества в древнюю византийскую традицию: ведь были же иконы-мозаики, а керамика — это иное своеобразие фактур плюс игра рельефа.
...Неистощимы в своих сказочных фантазиях керамисты Наташа и Валера Албулы, к детской чистоте которых никакая мирская скверна не пристает! В салоне мы видим панно Натальи Албул «Натюрморт» и «Яблоки» — излишне и уточнять, что у Албулов «натюрморт больше, чем натюрморт»: это всегда — миниатюрный слепок мироздания. Блюдо «Начало» Валерия Албула — это часть их философского «мультсериала» в духе «Сказки сказок». Сколько у Албулов таких блюд — глаза разбегаются (кстати, загляните и в «Унион» на Троицкой, 43). И, как весь «албуловский зверинец», очарователен у Валерия его газонный «Кабан».
А хотите «просто красивых вещей»? Неповторимых, авторских. Они здесь же. Например, изысканное тиснение по бархату, с этномотивами, работы Татьяны Ивановой, многолетней художницы Оперного театра. Броские фактурные аппликации тканью по бязи — Елены Мазур. Элегантный набор «Мандала»: столик и скамеечки из шамота работы Вадима Рудого, который добавил в экспозицию еще и живопись — «марины», а также красивую графику акварелью-тушью. Очень привлекательна малая пластика из шамота молодого художника Максима Васильева, окончившего «Грековку» в 2005 году.
На пике моды — народные обереги-мотанки! Тряпичные куклы: «берегини», одевая которых, художники проявляют хорошее знание этнографии. Нарядная «Дивчина-весна» Галины Резниченко. Куклы Татьяны Ищенко и ее же фетровые «котики», «коники» и «пивныки», создавая которых, мастер обыгрывает простодушие старосветского села как отправное условие для умной городской стилизации.
Декоративное искусство представлено наследственное не только в смысле преемственности от народной традиции, но и чисто семейное: ювелир Ольга Погорецкая (выпускница Одесского худграфа) — ученица и продолжательница дела своей мамы, художницы Аллы Погорецкой. За плечами Аллы Леонидовны — Львовский институт (теперь академия) декоративно-прикладного искусства, факультет обработки металла и дерева, и годы работы главным художником на Одесском ювелирном заводе. Художницы используют в своих изделиях серебро, янтарь, коралл, полудрагоценные камни, арагонит (розовую часть раковины, вырезаемую из карибской «караколы»). «Это техника янтарного витража, — пояснили они мне. — Для металлических перемычек используется серебро пробы 999: оно очень пластично. Янтарь нарезают пластинками и вставляют в каркас, подгоняя под заданную перемычками форму, созданную в технике ручной пайки. Работа идет под лупой, на создание одного изделия — броши ли, серег, перстня — требуется около месяца». Зато уж модницы, полагаю, оценят эти неповторимые вещицы по достоинству!
Тина Арсеньева