|
Во Всемирном клубе одесситов (ул. Маразлиевская, 7) — очередная премьера. Фотовыставка Олега Владимирского — коллеги по журналистскому цеху, фотокорреспондента «Вечерней Одессы» и «Чорноморських новин» — под названием «Простые мужские радости». Экспонироваться 50 фотографий, объединенных одной идеей, будут до 12 марта.
Я никогда не выступал в качестве обозревателя художественных выставок. Но в данном случае рискну, так как идея «Простых мужских радостей» рождалась на моих глазах и даже при определенном моем участии (приятно, что ни говори, погреться в лучах чужой славы!).
Прежде всего, заслуживает особой оценки момент рождения замысла. Обычно выставка символизирует окончание какого-то этапа в творчестве художника, контрапункт столкновения прежних и новых идей, поворотный знак, пройдя который надо жить и творить по-другому. Бывает, что выставка — просто сигнал о достижении определенного возраста. Дожил до 40 лет — надо отчитаться. Добрался до «полтинника» — та же история.
С выставкой «Простые мужские радости» было все иначе. Идея ее родилась буквально из воздуха, напичканного не только традиционными кислородом и азотом, но, прежде всего, пространными — за чашкой чая — рассуждениями о месте мужчины в современном мире. О его ощущениях, возникающих из общения с окружающими. О каких-то глубоко личных желаниях и мечтаниях, таящихся так глубоко в душе, что реализация их превращается в демонстративное бегство из каждодневной обыденности.
Кстати, выставка могла называться иначе. Например, «простые мужские слабости». Как наши достоинства являются продолжением недостатков, так и радости конгруэнтны слабостям. Ведь одно из самых больших удовольствий человека: потакание — конечно, не частое, иначе не будет того удовольствия — своему «второму Я».
Особенно это важно для мужчин. Женщинам сложно понять мужскую рефлексию. Вспомните рассказ Чехова «Женское счастье». Там один из героев, заступаясь за слабый пол, говорит, что, мол, женщина заслуживает особого почитания за то, что «...в болезнях чад родит». На что собеседник парирует: «Велика важность! Постояла бы она перед начальством, когда оно холоду напускает, так ей бы эти чада удовольствием показались...».
Мужчинам — для того, чтобы сохранить свои внутренние и внешние видовые отличия, не согнуться под грузом каждодневных хлопот и забот, соответствовать требованиям, которые предъявляют им неутомимые и неудержимые в фантазиях жены-мамы-дети-родственники-начальство, надо иметь в душе стержень. А за душой — «темную территорию», куда посторонним, кроме ближайших друзей, вход запрещен. Там царство простых радостей. Или слабостей, как кому угодно.
Со стороны мужчина, предающийся маленьким радостям — то он везет в велосипедной корзинке любимую собачку, то слушает задушевный гитарный перебор в исполнении друга, то на пляже выставляет напоказ роскошную аполлоновскую фигуру, то, застигнутый голодом, самозабвенно и страстно обгладывает уже давно обглоданные кости, то на зорьке ныряет в гигантские камыши, заслоняющие небо, чтобы смачно, с чувством, толком и придыханием выпить первый стакан ароматного вина, — кажется немного сумасшедшим.
Но мужчине все равно! В момент встречи с простыми радостями он наконец-то остается один на один с самим собой. И ему это очень нравится. Через минуту (час, день, неделю) он вернется к выполнению своих видовых обязанностей. Вспомнит о подруге жизни. Кстати, в подтверждение сказанному на этой выставке известного дамского угодника Владимирского женщин практически нет. В общем, через определенное время мужчина вернется в прокрустово ложе своей социальной роли. Но это будет потом. А сейчас его не трогайте!
Вот это «сейчас» и запечатлел на своих фотографиях Олег Владимирский. В буклете, посвященном открытию выставки, виновник торжества упомянул эстонского искусствоведа Андерса Хярма, который определил его стиль как «straight photography». То есть чистая фотография.
Считаю, что это было очень своевременным замечанием. Ведь фотография, как вид отдельного искусства, начиналась с подражания живописи. Пройдя период идентификации, фотография неожиданно сдалась в плен гламуру. Требование «сделайте мне красиво!» сегодня обрело форму социального заказа. Призы на самых престижных международных выставках удостаиваются работы, которые не отражают реальность, а формируют ее посредством разнообразных украшательств и псевдохудожественных ухищрений.
Олег Владимирский не поддался искушению стать послушником извращенной моды. Он по-прежнему старательно выхватывает объективом из калейдоскопа реальных жизненных картинок то мгновение, которое потом становится фотодокументом, характеризующим время. И человека, живущего в этом времени.
Интересно, что в век цветной фотографии автор выставки очень избирательно отнёсся к палитре снимка. Там, где краски мешают восприятию замысла, художник оставляет лишь два цветовых полюса — черный и белый.
В результате получился откровенный фоторассказ о закрытой территории мужской души, честная манифестация Эго, чистосердечное признание в желании иметь простые, понятные только представителям сильного пола радости. Приятно, что художника в его порыве поддержали Всемирный клуб одесситов, председатель правления компании «Шабо» Важа Иукуридзе, директор строительной компании «Стикон» Леонид Крючков, директор ЧП «Агрофирма «Единство» Олег Ницевич, оказавшие посильную помощь в организации выставки «Простые мужские радости».
Олег Суслов