|
В Музее современного искусства (Сабанский переулок) 16 февраля открылась экспозиция «Муза Одессы», посвященная памяти художницы, педагога, галериста Маргариты Шешацкой, стоявшей у истоков одесского андеграунда. Проект реализован совместно со Всемирным клубом одесситов.
Стремление к свободе, в совокупности всех его иллюзий. Накладные расходы на это стремление. Торжество свободной души. В этом — жизнь представительницы поколения «оттепели» Маргариты Шешацкой (1939—1998), в первом замужестве Ануфриевой, во втором — Жарковой. В комнатке «коммуны» на улице Осипова, где проживала Рита, тогда Ануфриева, с мужем Александром, в 1958—1959 годах начались встречи одесских нонконформистов. Маргарита — выпускница одесского «худграфа». Ученица художника Юрия Егорова. Александр Ануфриев — теперь известный одесский художник, тогда — в «подполье», в андеграунде. В их квартире журналист Евгений Голубовский провел первую лотерею в поддержку не признаваемых официозом художников: с десяток человек скидывались по десятке и разыгрывали работу, это стало традицией. Здесь состоялась первая из знаменитых впоследствии «квартирных» выставок — Виктора Маринюка.
«Она, Рита, «одна из жен». Но вошедшая в историю, — рассказал мне, готовя экспозицию, директор Музея современного искусства и куратор выставочного проекта «Муза Одессы» Семен Кантор. — Она была очень красива. Саша Ануфриев создал около ста ее портретов, рисовать ее любили многие художники. Весь одесский андеграунд — из той их комнатки в коммуне».
...После развода с художником, рассказывает С. Б. Кантор, Маргарите пришлось тяжело и морально, и материально. Однако не сломалась. Преподавала, более 20 лет, на архитектурном факультете строительного института (теперь ОГАСА). Вторично вышла замуж за Евгения Жаркова — доцента кафедры философии политеха, диссидента; в конце 70-х он эмигрировал в Америку. Маргарита, теперь Жаркова, осталась в Одессе. Держала салон для художников андеграунда. Из этого круга вышли и нынешние художники-концептуалисты, в их числе ее сын Сергей Ануфриев.
Дружила с Иосифом Бродским. Писала акварели, ткала гобелены. Позировала художникам. В 1988 году приняла активное участие в создании и работе первого в Одессе центра современного искусства «Тирс», у истоков которого стояли предприниматели Семен Калика и Георгий Котов, а также журналист Феликс Кохрихт. Как директор и куратор выставок возглавляла музей-галерею «Тирс», который сначала находился в «шахском дворце», затем на проспекте Шевченко. Одесситы знали Маргариту Жаркову и как интересного арт-критика.
...Нынешняя выставка образована из экспонатов приватных коллекций. В экспозиции Музея современного искусства имеется лишь одна работа Маргариты Шешацкой-Ануфриевой-Жарковой. На стендах арт-проекта представлена серия портретов Маргариты, написанных и нарисованных разными художниками, в т.ч. А. Ануфриевым, В. Стрельниковым, В. Токаревым. Есть и карандашный портрет, сделанный Маргаритой с Александра Ануфриева. Есть фрагменты ее гобеленов. Но особенно изысканна ее графика — в смешанной технике акварель-карандаш-тушь. Коллажи из фотографий иллюстрируют творческий путь художницы-подвижницы и ее окружения. Выставка проходит при поддержке АБ «Пiвденний».
Валентина Левчук