|
Известному сценаристу, члену Национального союза кинематографистов Украины Василию Семеновичу Решетникову 9 февраля исполнилось 85 лет.
Для всех, кто имел отношение к отечественному кинопроизводству, Василий Решетников был такой же неотъемлемой частью Одесской киностудии, как каменные львы, взгромождённые на пилоны её фасадных ворот. Вася был вылеплен из того теста — дрожжевого, опарного, — что стремится вырасти из собственных пределов. Крепкое тело потомственного землепашца, в оболочку которого влит эликсир вгиковской богемности. Его всегда было много, подчас больше, чем можно было вынести, чем способна вместить ёмкость предлагаемых отношений.
...После окончания ВГИКа в 1957 году В. С. Решетников был назначен редактором на Одесскую киностудию. Проживал в студийном общежитии, «Куряже», получал мизерную зарплату, всем давал в долг, сам занимал у всех и обожал ситуации неожиданного начинания. С 1952 года печатался в журналах «Советский воин», «Молодежная эстрада», «Советская Украина», в 1960 г. получил первую премию на республиканском конкурсе (Таджикская ССР) за лучший сценарий, в 1963 г. его рассказы вышли отдельными изданиями в московском «Профиздате» и в одесском «Маяке».
В 1970 г. на «Беларусьфильме» по его сценарию поставили фильм «Спеши построить дом». И теперь в долг у Решетникова не брал только ленивый. В 1972-м по его произведениям были закончены «Всадники», двухсерийный телевизионный, на Одесской киностудии (режиссер-постановщик Вадим Костроменко), и «Заячий заповедник» на киностудии им. А.Довженко. Первый из этих фильмов сразу же приобрел и почет, и уважение, а второй был положен на полку, из-за гротескного отражения действительности.
Герои его произведений — подростки, явно списанные автором с самого себя. Это яркие индивидуальности, наделенные своенравностью. Свою «Рожь» написал без договора, без аванса, без гарантии увидеть ее на экране. История простая: 14-летний мальчик, семья которого ухаживает за раненым советским сапером, просит того показать, как обезвредить немецкие мины. Чувство ответственности за себя и других ставит перед героем фильма задачу: добыть зерно с поля, напичканного минами. Достоверность событий возникала из таких неуловимых деталей, которые мог знать только очевидец или участник: в свое время Вася буднично и осторожно выполнил такую же работу...
Студийная коллегия сценарий «Рожь» поначалу не одобрила. Была в нем та простота и безыскусность, которая человеку неглубокому кажется недостатком. А потом готовый фильм «Хлеб детства моего» (режиссер-постановщик Ярослав Лупий) на всесоюзных и республиканских кинофестивалях получил более 40 наград, в том числе Саша Ведерников (очень похожий на Василия-подростка) — приз за лучшее исполнение главной роли.
К моменту написания сценария «Рожь» В. С. Решетников руководил сценарной мастерской, штатными сценаристами на зарплате (М. Цыбой, И. Неверовым, Р. Отколенко, К. Муратовой, В. Авлошенко). Писал стихи по велению сердца и по заданию всех желающих: к торжественным датам. Как секретарь партгруппы вынужден был заниматься противным ему делом — утрясанием всевозможных конфликтов.
Жарил непременные грибы в большой сковородке, с луком, сметаной, под водочку и приглашал человек по двадцать на это блюдо в свою чистенькую холостяцкую квартиру. Вставал рано, обходил лесопосадки: собирал травы весной и летом, грибы-вешенки с деревьев — зимой. Давний грибник, я только от него узнала, что эти грибы съедобны и вкусны. Почетное место на застекленном балконе в его квартире занимала грибница вешенок на длинном срезе дерева.
В этой квартире, иногда месяцами и годами, безвозмездно жили то заезжий автор, то друг-редактор или семья какая-то. Решетников ухитрялся в этом бедламе стучать на пишущей машинке ночью на балконе. И лучшими его сценариями остались те, которые он писал для себя, а не по заказу под «нужное» направление.
В его книжном шкафу на полках — фарфоровые, пластмассовые, керамические, деревянные лисы: его хобби. А за шторами, в нише-алькове, над тахтой — икона, подаренная верующей мамой...
Семейная жизнь у него не удалась. Но его представление о семейной гармонии, тайное желание этого, выразилось в сценарии, по которому был поставлен фильм «Мы вместе, мама» (режиссер Я. Лупий). На международном кинофестивале «Злата Прага» в 1977 году фильм получил специальный диплом жюри «За лучший сценарий».
Знал ли Василий себе цену? Он дружил с дочерью Никиты Хрущева, был на равных со знаменитостями киноиндустрии, относился к ним, как к соседям по лестничной клетке, которые присутствовали на его знаменитых посиделках. Он не растворялся в других, занимая только ему предназначенное место. И это вызывает уважение.
Результативность руководимой им сценарной мастерской была довольно высокой. Под эгидой мастерской прошли «Отряд особого назначения» (В. Решетников, Р. Отколенко; реж. В. Лысенко): более 70 миллионов зрителей в первый год проката, — и «Крупный разговор» В. Авлошенко и Г. Глаголева, с положительными рецензиями в центральных газетах, одобрительно упоминаемый на съездах СК Украины и СССР. Из мастерской — корни «Чувствительного милиционера» К. Муратовой, «Колеса истории» и «Солдаток» М. Цыбы и др. У меня нет полного списка кинофильмов, с которыми Решетников выходил на всесоюзный экран как редактор по чужим сценариям. Их может быть до двадцати. Никогда эти фильмы не были легкими. «Вертикаль», «День ангела» и «Белый взрыв» (реж. С. Говорухин), «Дубравка» (реж. Р.Василевский), «Севастополь» (реж. В. Исаков), «Мальчишку звали капитаном» (реж. М. Толмачев) и другие.
Так и пролетели 30 лет. И вот Вася сотоварищи стоит на пороге раздела Одесской киностудии художественных фильмов на 33 самостоятельных полупризрачных кинообъединения. Время бешеных зарплат из отмываемого черного нала, растаскивания производственной базы. Начало запустения и безработицы...
Оставшись без средств к существованию после развала кино, он не пропал. В свои 85 практически не изменился. На страницах московских и украинских газет опять появляются статьи и рассказы за подписью В. Решетникова. На традиционном митинге у памятника кинематографистам, погибшим в Великую Отечественную, Василий Семенович выступает как участник боевых действий — все-таки пришлось повоевать: с милитаристской Японией. При встрече по-прежнему брызжет идеями и планами. Но в глазах затаенная грусть...
Галина Лазарева