|
Они «отбывают срок» в запасниках Музея западного и восточного искусства по причине его ремонтной эпопеи. Но 7 февраля на первом этаже музея, в залах, где обычно помещается отдел Востока, торжественно открылась экспозиция западноевропейских произведений под девизом «Свидание со старыми мастерами». На свидание допущены 36 картин, собрание гравюры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства.
Радость встречи была неописуемой: невзирая на минусово-штормовую погоду, залы оказались битком набиты. И как притягательно, по-семейному интимно выглядели в маленьких залах камерные полотна старых мастеров! Конечно, для живописи нужен простор, ее надо воспринимать, прежде всего, на дистанции. Но скрупулезная гладкопись старинной кисти позволила контакт «лицом к лицу». Казалось, картины ответствуют эмоциям соскучившихся по ним одесситов, с портретами даже можно поговорить...
Вернисаж приветствовали директор ОМЗВИ Владимир Островский, председатель попечительского совета музея Юрий Маслов, заместитель председателя облсовета Алексей Гончаренко, заместитель начальника облуправления культуры Дмитрий Флоров.
«Всем известно, какие шедевры входят в постоянную европейскую экспозицию нашего музея, — подчеркнул В. И. Островский. — Это знаменитые «Святой Лука» и «Святой Матфей» Франца Хальса, это пять полотен Алессандро Маньяско. Сейчас мы восстановили экспозицию не всех 23 залов, но малую ее часть, и работать она будет до мая, до Европейской ночи музеев. Более двух лет эти произведения находились в фондах. И акцент музейной деятельности переместился в эти трудные для наших искусствоведов годы туда, в запасники. Там шла дотошная исследовательская работа, там набирались опыта наши новые молодые сотрудники».
«Профессионализм, самоотверженность, любовь — «три кита», на которых держится наш сегодняшний праздник, — сказала заместитель директора ОМЗВИ по научной работе Людмила Сауленко. — Вы увидите здесь давно знакомые вам вещи, но встретитесь также с теми, которые были изучены и атрибутированы за три этих тяжелых года. Новооткрытую выставку вытянули на своих хрупких плечах три женщины. Это заведующая экспозицией Ирина Юрьевна Глебова, — здесь вы можете увидеть и ее атрибуции (например, картину Лючио Массари Доменикино «Мария Магдалина в цветочной гирлянде», Италия, XVII век, ред.); заведующая отделом Востока Татьяна Григорьевна Балановская (на выставке ее атрибуция — «Мужской портрет» Яна де Брая, Голландия, XVII век, ред.); и человек, стоящий в центре всех хитросплетений изыскательской работы в музейных фондах, — главный хранитель Луиза Николаевна Щеглова».
Изысканная «Мадонна с Младенцем» нидерландской школы XVI века, мастерской А. Бенсона; утонченная портретная живопись: неизвестного мастера женский портрет, Фландрия XVII века (а вдруг мастер и дождется своего «открытия»?!), «Портрет Марии Луизы Бурбонской» Карреньо де Миранды, Испания XVII века, «Женщина с жемчугами» Ю. Сустерманса, Фландрия рубежа XVI — XVII столетий. А ведь у нас есть еще и великие «малые голландцы», и «Натюрморт с устрицами» Виллема Класа Хеды красуется тут же.
В витрине старинная английская гравюра — тоже малая часть музейного ее собрания. Ирина Глебова, которая крепко «приложила руку» к изучению этой коллекции (см. «ВО» от 13.01.2011), теперь подвела меня совсем к другой витрине и показала новый экспонат: веер, недавно атрибутированный музейщиками. Витрина с веерами стоит как раз под роскошным портретом «Дама с веером» венецианской школы XVI века. И вот, значит, внимание: 21 ноября 1783 года в Париже впервые в истории поднялись на воздушном шаре Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд. Они пробыли в воздухе почти 25 минут, при этом пролетев 9,9 километра. Шар по имени «Монгольфьер» объемом 2055 кубометров был сконструирован братьями Жозефом и Этьеном Монгольфье. Так сообщает Википедия. А веер в витрине, изготовление коего отнесено музейщиками примерно к 1786 году, запечатлел на себе это историческое событие! Художник разрисовал веер, изобразив, как публика наблюдает полет «Монгольфьера».
«Ждет атрибуции французский натюрморт XIX века», — добавила И. Ю. Глебова, показав красивую картину в академической манере. Еще новинка: «Дама в черном» французского живописца конца XIX века Жака Леона Дюзатуа. Чудесное собрание малой бронзовой итальянской скульптуры XVI—XVII веков дождалось своего экспонирования впервые за много лет, грациозная же бронзовая Венера эпохи Высокого Возрождения — вообще дебютантка постоянной экспозиции.
«Проблема — рамы! — воззвал к меценатам директор ОМЗВИ. — Многие рамы рассохлись, осыпались. Взгляните: здесь светлейший князь Михаил Семенович Воронцов без рамы!». Не раз приходилось цитировать присловье художественных вузов: «картина без рамы — генерал в бане» или, если хотите, светлейший князь. Кто «оденет» знаменитого генерал-губернатора Новороссии, тому будет посвящена именная табличка на его раме, обещает Владимир Островский. Ну, а пристойным видом многих старых рам для картин музей обязан работе своих специалистов — реставратору петербургской выучки Ольге Куцан и художнику Алику Мирзоеву.
Некоторые картины готовятся сейчас реставраторами к международной выставке в Московском ГМИИ им. А. С. Пушкина, которая пройдет летом, сообщила Луиза Щеглова.
В состоянии эйфории, когда, как выразился Владимир Островский, сердце оттаяло, я не вдруг заметила отставшие слои краски и трещины на выставочных стенах. Вот те на. «Лопнуло терпение, стосковались? — спросила я директора музея. — Развесили картины, не дожидаясь ремонта залов?». Владимир Иванович горестно махнул рукой: «Да уж месяца три, как ремонт опять замер. Деньги иссякли...».
Вот и «ликвидный» проект! Так, кажется, прилюдно назвал ремонт ОМЗВИ губернатор Одесщины Эдуард Матвийчук в конце истекшего года? Ну, что ж: «Мы снова с нашими картинами!» — радуются, как дети, музейщики и многочисленные ценители искусства...
Валентина Левчук