|
«Архетипальное пространство» (наверное, «архетипическое», населенное «первообразами»?) — название выставки гостя Одессы, заслуженного художника Молдовы, члена союзов художников Молдовы и Румынии, генерального директора Национального музея искусств Молдовы, лауреата многих международных конкурсов изобразительного искусства Тудора Збырни. Вернисаж состоялся 18 января в Художественном музее (ул. Софиевская, 5а).
«Художник, который думает сердцем и чувствует разумом», — так отзываются о Тудоре Збырне земляки-искусствоведы. «Что особенно импонирует, этот художник-абстракционист — по духу наш: глубоко национален, — говорит консул Республики Молдова в Одессе Петр Роша. — Обратите внимание на колористику его полотен: она — от народного искусства, от наших молдавских сельских ковриков».
Открытие выставки приветствовали также председатель правления Союза художников Молдовы Геннадий Жалоба, председатель правления Одесской организации НСХУ Анатолий Горбенко.
Колорит полотен Тудора Збырни и впрямь своеобычен, в нем, надо полагать, «фишка», фирменный прием художника, опора его творческой индивидуальности. Цвет на картинах плотный, насыщенный, гамма чуточку сумрачная, но богатая: вправду напоминает шерстяные узорные народные коврики. В основном, это нефигуративные и фигуративные абстракции. «Фигуративные» — значит, что художник оперирует не беспредметными пятнами, а изображает некие условные человеческие фигуры, выполняющие функцию символов.
Работа 2009 года так и названа — «Апелляция к архетипу», то есть — «обращение к первообразу», к некоему устоявшемуся за тысячелетия символу, вобравшему в себя комплекс понятий, представлений и эмоций, рожденных человеческим опытом. Названия картин Т.Збырни вообще таковы, что внятно: художник — «сам себе искусствовед», он много размышляет, и его картины — результат некоей собственной стройной теоретической системы. Умозрительность вообще-то не лучший друг образа, но Т. Збырне удается сохранять многозначность его расчисленных символов, из которых каждый вычитает нечто свое.
Есть в представленном собрании работ серии картин — своего рода «покадровые записи», с многозначительными названиями: «Следы», «Молчание», «Тотемная арка», «Король-призрак», — то есть при всей отвлеченности воплощаемого символа, художнику не чуждо и поэтическое мироощущение. Есть серии геометрических композиций, варьирующих повтор пластического мотива («Ритмы времени»), — но это уже, честно говоря, набило оскомину во множестве нефигуративных экспозиций, это, на мой взгляд, не самые удачные и не самые личные опусы художника из Молдовы.
Вообще же попытки (когда дело идет об абстрактном искусстве, корректно вести речь именно о «попытках») визуализации отвлеченных идей, попытки воплощения их в символических пластических формах, через ритмическое сочетание фигур и пятен, в данном случае — как и во всяком ином случае! — интересны благодаря прочитывающейся в картинах эмоции, выраженной, по преимуществу, цветом. «Королем ритма», а стало быть, абстракционистом до глубин существа, был покойный Олег Соколов... Тудор Збырня — живописец по преимуществу (вот интересно было бы взглянуть на его натурные работы), и в его картинах чувствуется искренность «переживания мысли».
Несколько по иному оперирует «знаковым пространством» одесситка Ольга Декина, чья небольшая «персоналка» открылась в галерее «Аурум» (ул. Пастера, 46) по случаю юбилея художницы. Да и в трудовой деятельности Декиной «полукруглая дата» — бывшая выпускница ОГХУ им. М. Грекова 35 лет отдала преподаванию в «Грековке». Выставка названа «Полярность».
Эти картины — по сути, те же абстракции, воплощающие «идею пейзажа», «идею солнечного света» и тому подобное. На полотнах — изысканные абрисы пейзажных форм, моря, земных рельефов: все схвачено динамичными, музыкальными линиями. Эти графические по манере наброски-эскизы, выполненные маслом, приглашают зрителя «додумать» пейзаж, привлекая собственные впечатления. Импонирует легкость колористики, ее воздушность. Цвет растворен в свету («Небо и земля»).
Настораживает, впрочем, принципиальная фрагментарность работ. Особенно, когда для воплощения выбраны человеческие фигуры («Пикник в зените лета», «Пассажир», «Одна»): напрашивается вопрос, во имя чего автор обратилась именно к образу человека. В этих случаях эскизность и композиционная локальность подачи, на мой взгляд, мешает и зрителю, и художнику: картина слишком быстро отпускает ваше внимание, — конечно, если вы не склонны медитировать на паркетную дощечку. Это досадно...
Полагаю, что в данном случае все обусловлено «текущестью» экспозиции: наверное, хотелось показать «из того, что делаю сейчас», причем «все сразу». Но выставка все-таки юбилейная, можно было бы и из «запасников» что-то извлечь. Ведь Ольга Декина — достаточно известный у нас живописец. Будем ждать от нее работ — хороших и желательно разных...
Валентина Левчук