|
В канун новогодия в Доме-музее Н. К. Рериха открылась традиционная сезонная выставка из цикла «Времена года». Этот увлекательный драматургический ход творческой отчетности педагогов художественных факультетов Одессы предложила директор музея Елена Петренко. Разумеется, в экспозиции нас радует зима!
На деле она нас не балует. Так пусть уж художники отчитываются. В их картинах нет огорчений из-за того, что снеговые навалы никто не расчищает. Напротив — снегу горой, и крестьянин торжествует: пейзажи, в основном, сельские. Как, например, у Светланы Крижевской: «Заснеженный сад», «Лошадка», «Мороз и солнце», «Домой» — деревенские идиллии. Вот только даты... эх, было же: 1978 год. А теперь, поди, даже в излюбленном живописцами Седневе зимой снега не выпросишь.
Строго графичны пейзажные акварели И. Козирода. А гуашь Ю. Олевича «Зима в Воронцовском переулке» — напротив, раскованно живописна. Но мотив ее, опять же, точь-в-точь сельский: дворик; его патриархальный колорит совершенно неожидан для этого чинного, стройного, бездревесного переулка в стиле классицизма.
К графике тяготеет в акварели С. Егорова — такова ее зимняя «марина», но, может быть, изломанные силуэты голых дерев подсказали такое строгое, при завышенной интенсивности цвета, решение. Ю. Олевич — бессознательный, так показалось, стилизатор, и заметно, кому в живописи отдано его сердце: роскошные желтые хризантемы на студеном синем фоне по-ван-гоговски извиваются всеми лепестками. А у Т. Егоровой на подоконнике с видом на оснеженную высотку стандартного микрорайона цветет южный экзот — гузмания. Целые развалы синих снегов и облаков — «Зима» Ю. Корбана (такое теперь разве что вообразится). Зима же И. Варешкина — старинный умелец-ювелир: так филигранно отделаны посвященные ей работы тушью. Ну, и уж коль зимы-то нет, можно обратиться и к ее абстрактной идее: воплотили оную нефигуративные композиции С. Папроцкого...
Валентина Левчук