|
В Одесском национальном академическом театре оперы и балета 17 и 18 декабря состоялась премьера балетного спектакля «Тайна Венского леса» на музыку Густава Малера и «короля вальсов» Иоганна Штрауса. Автор либретто и хореограф-постановщик — заслуженный артист России Юрий Васюченко, дирижер-постановщик — Оксана Лынив, художник-постановщик — Михаил Безчастнов, художник по костюмам — Наталия Баданина, художник по свету — Вячеслав Ушеренко.
На стадии генеральных репетиций новый балет вызвал скепсис в кругах журналистов и театралов: «Да такой ли спектакль можно было разыграть на таком материале!..». Что за «материал» и чего ждали от постановщика спектакля?
...В охотничьем замке Майерлинг 30 января 1889 г. были найдены трупы австрийского кронпринца Рудольфа и его любовницы — 17-летней баронессы Марии фон Вечора. Обстоятельства скандальной гибели наследника безутешный родитель, император Франц Иосиф Первый, замел тщательно. До сих пор не ясно: политическое убийство или психопатическая эскапада на почве наследственной неуравновешенности? Для публики эту «лав стори» интерпретировало кино, в том числе, в 1968 году — мелодрама «Майерлинг» режиссера Теренса Янга, создателя кинобондианы. Но почему мы должны полагаться на «родителя» киношного агента 007?..
Сказочка о совместном самоубийстве для вящего торжества большой и чистой любви пошла в народ от фонаря: «волшебного фонаря», предтечи слайд-проектора. Именно так, проецируя на стены венских кабаков примитивные картинки, рассказывали мещанству о почившем «добром принце» и его «роковой любви». Толпа жаждет доброго царя и секс-символа, а тут еще и в одном флаконе, в доходчивой форме городского романса!
На деле связь эрцгерцога Рудольфа и Марии Вечора на возвышенно-романтическую как-то не тянет. Загляните в Инет. История эта — сущая дьяволиада, апофеозом которой было кощунственное сооружение Францем Иосифом алтаря Богородицы на месте кровати, в которой нашли мертвыми принца и его пассию.
Не исключаю, что одесситы могли «на таком материале» ожидать детективного гротеска с социопсихологическим анализом. Сказка, мелодрама — фундаментальная и консервативная жанровая основа оперы и балета.
И Юрий Васюченко, полагаю, корректно сделал, оттолкнувшись от фабульной схемы «Майерлинга» и пойдя торным балетным путем — сочинив сказку в духе «Жизели». Выдумал персонаж, в биографии эрцгерцога Рудольфа не значащийся, — купца Йозефа, жениха Марии. Лес населил сказочной нежитью — троллями, феями.
Своевольно соединенные в балете опусы двух очень несхожих стилистически австрийских музыкантов сосуществуют благополучно, по делу. Драматические и любовные сцены идут под музыку Малера, бальные — под вальсы, польки и галопы Штрауса.
В двух премьерных спектаклях блеснули молодые солисты одесского балета: Принц — Стас Скрынник (одессит, ученик Юрия Васюченко по Московскому хореографическому училищу) и Дмитрий Шарай; Мария — Александра Воробьева (ученица народной артистки Украины Натальи Барышевой по училищу имени Данькевича) и Алена Добрянская; Йозеф — Богдан Чабанюк и Григорий Иванов; Тролль — Павел Гриц и ученик Ю. Васюченко в Москве Окава Койя; феи — Ольга Воробьева, Радмила Аитова, Алина Силько, Мария Рязанцева, Екатерина Кальченко, Алена Кондратьева, Медори Терада. По уверению Натальи Барышевой, три состава балета «Тайна Венского леса» разительно отличаются друг от друга, ребята отмечены индивидуальной манерой.
24 декабря в 19.00 состоится премьера в третьем составе. После которой, признав право Юрия Васюченко на сказочную интерпретацию «трагедии Майерлинга», попробую проанализировать спектакль на соответствие воплощения — замыслу...
Тина Арсеньева