|
Недавно в городском Дворце детского и юношеского творчества был презентован творческий проект «Воронцовская палитра», в программе которого прошел целый ряд ярких и интересных мероприятий. В том числе и экскурсия по Воронцовскому дворцу, который в этом году отметит 185-летие. А провела экскурсию Валентина Федоровна ончарова, библиотекарь этого детского храма творчества вот уже 35 лет.
— Михаил Семёнович Воронцов, назначенный генерал-губернатором Новороссийского края и полномочным наместником Бессарабской губернии, прибыл в Одессу 7 мая 1824 года. Благодаря его усилиям провинциальная Одесса превратилась в Южную Пальмиру и к концу его жизни заняла третье место среди городов Российской империи после Москвы и Петербурга. В 1826 году Михаил Семёнович начал строительство своего дворца в начале нынешнего Приморского бульвара, хотя, по сути, как такового бульвара тогда не было. А были развалины турецкой крепости и разрушенный госпиталь. И ни одного деревца. И вот в этом уголке Одессы появляется прекрасное здание — Воронцовский дворец. В строительстве здания граф принимал самое активное участие, поэтому нашлось здесь место мягким, несколько измельчённым чертам ренессанса, но в основном оно было построено в стиле провинциального барского ампира. Стиль ампир в то время завоевал Одессу, и она украшалась колоннами и колоннадами.
Усадьба Воронцова состояла из главного здания и большого деревянного флигеля — конюшни. Украшал дворец прекрасный зимний сад, расположенный между колоннами, вся территория была обнесена великолепной ажурной решёткой, с воротами, украшенными двумя львами. Архитектор Ф. Боффо следовал правилам строителей того времени: дворец внутри строго делится на две части — нижний этаж парадный, для приёма гостей, верхний — семейные покои.
Зелёный зал во времена Воронцова служил бильярдной, стены были задрапированы зелёной тканью, которая прекрасно сочеталась с зелёным бильярдным столом. На стенах висели картины — виды Венеции и картины Айвазовского. В Голубой гостиной интересна роспись потолка: строгость и суровость ампира — меандровый бордюр по краю и военные доспехи по углам. Представляет интерес камин, который граф лично привёз из Италии. Михаил Семёнович очень любил мифы Древней Греции, их героев, вот и камин поддерживают две греческие богини: прекрасная резьба по мрамору, в букетах богинь, которые они держат на голове, полудрагоценные камни.
Парадный зал: золочённые карнизы, гирлянды цветов, живые сцены потолочной живописи создают впечатление веселья и жизнерадостности. Здесь же стоит камин — одно из великолепных украшений дворца. Современники графа Воронцова, посещавшие дворец, утверждали, что этому камину нет цены. Он был привезён из Михайловского дворца Петербурга, бывшей резиденции Павла I. Сделан камин уральскими мастерами из уральского мрамора. Он имеет две большие мраморные колонны и очень много вставок из чёрного мрамора, на этих вставках из уральских самоцветов были вырезаны прекрасные фигурки животных, птиц, рыбок, бабочек, растений, фруктов. Колонны были обвиты листьями из уральских изумрудов, среди которых находились красные и розовые розы. Когда камин зажигали, эти самоцветы играли и переливались всеми цветами радуги. Рядом находился Китайский кабинет супруги светлейшего князя — графини Елизаветы Ксаверьевны, который славился коллекцией китайского фарфора, японских и китайских сосудов, а также роскошной мебелью с фарфоровыми медальонами и бронзовой отделкой. Белый зал — это столовая. Главное его украшение — инкрустированные двери из красного дерева, которые были привезены из Михайловского замка Петербурга, — эти двери украшают весь первый этаж дворца.
Одна из красивейших комнат нижнего этажа — Турецкий кабинет. Готический потолок, светло-зелёные, малиновые тона, позолота подчёркивают высоту и создают впечатление воздушности и лёгкости. Цветные старинные витражи. На стенах персидские шали, украшенные кривыми турецкими саблями. Вдоль стен стояли бронзовые колонны с украшениями наверху и обтянутые шёлком турецкие диванчики с кальянами. На полу — персидский ковёр. Граф построил комнату в восточном стиле, чтобы купцы, приезжающие в Одессу с Востока, чувствовали себя как дома и хотели приехать с товаром ещё и ещё раз именно в этот город. Можно сказать, что благодаря этой комнате казна Одессы была самой большой в империи. В порту каждый день стояло до 30 пароходов, и Михаил Семёнович, глядя в подзорную трубу, утром всегда их пересчитывал и радовался, что Одесса богатеет.
Несмотря на все невзгоды, выпавшие на долю Воронцовского дворца, роспись его гостиных, расположенных на первом этаже, и сейчас поражает редким сочетанием вкуса и великолепия, которыми не были обделены ни граф Михаил Семенович Воронцов, ни его супруга Елизавета Ксаверьевна. Поэтому, когда прохожу по залам Воронцовского дворца, вспоминаю такие замечательные строки: «А дух их продолжает жить, во внуков, правнуков вольётся, и никогда не оборвётся веков связующая нить».