|
Болью невосполнимой утраты отозвалось в коллективе Одесского академического театра музыкальной комедии им. М. Водяного известие о смерти композитора Марка Самойлова.
На сцене нашего театра в разные годы было поставлено восемь произведений композитора. Целые поколения артистов росли на его музыке. И сейчас в репертуаре театра есть три его спектакля — «Первая любовь Дон Жуана», «Безымянная звезда» и «Обнаженная любовь».
В театре остались преданные друзья и искренние почитатели таланта композитора. Чтобы зрители смогли понять, насколько дорог Марк Самойлов Одесской музкомедии, я попросила тех, кто особенно близко с ним общался, работал и дружил, сказать о композиторе несколько слов.
Игорь Александрович Дидурко, заслуженный деятель искусств Украины, главный балетмейстер театра:
Мы встретились на постановке спектакля «Ограбление в полночь». Он — композитор. Я — балетмейстер. Эта работа сделала нас друзьями на всю жизнь. По предложению Марка Самойлова меня часто приглашали в качестве хореографа на его спектакли. Где мы с ним только ни работали: Красноярск. Новосибирск, Оренбург, Пятигорск. Почти каждое лето он приезжал в Одессу и жил у нас на даче вместе со своей любимой собакой Катей. После Петербурга Одесса была вторым городом, который он нежно любил. Когда мы с супругой приезжали в Санкт-Петербург, всегда останавливались у Самойловых. Когда я спрашивал, что привезти из Одессы, он неизменно просил базарного подсолнечного масла и соленую хамсу и сам всегда уезжал из Одессы с трехлитровой бутылью пахучего постного масла.
Это был необыкновенно щедрый и очень приятный в общении человек. А еще ему не составляло труда практически на ходу, по просьбе режиссера, дописывать музыку к тому или иному спектаклю. Я был этому свидетелем не раз. Нужно дописать какой-то номер. Он сидит ночь и утром отсылает в театр ноты.
Виктория Фролова, заслуженная артистка Украины:
— Я познакомилась с Марком Самойловым на его первой постановке в нашем театре — музыкальной комедии «Верка, Надежда, Любовь». У этого спектакля было три автора музыки, но номера, написанные Марком, были самые мелодичные. Я тогда только училась в театральном училище на курсе Матвея Абрамовича Ошеровского и танцевала в балетной труппе театра. Режиссер сомневался, смогу ли я спеть главную роль. Но Марк Самойлович поверил в меня и отстоял мою кандидатуру. Благодаря ему я сыграла свою первую в жизни главную роль в премьерной постановке, а затем играла во всех его премьерах в нашем театре.
Как-то в далекие 60-е с приездом Василия Павловича Соловьева-Седого — именитого учителя и старшего коллеги Марка Самойлова в профессии, мы с Самойловым и Соловьевым-Седым с женой решили пойти вечером в ресторан гостиницы «Лондонская». Мест в зале уже не было, и нас посадили за столик прямо на сцене. Это было так символично. Действительно, жизнь этих людей была и, главное, продолжается на сцене. Номера Самойлова всегда были шлягерными. Мелодии запоминались сразу.
С его подачи нам с мужем довелось петь в концерте «Оперетта, оперетта!» на главной сцене страны, в Колонном зале Дома союзов, дуэт из спектакля «Страсти святого Микаэля». В те времена это было очень престижно. А еще Марк, мы все его называли Марик, очень любил животных. Зная, что наша старенькая собака болеет, каждый раз, когда звонил, первым делом спрашивал о ней. По-моему, это многое говорит о нем как о человеке. Когда он приезжал в наш театр, он всегда говорил: «Это мой родной дом!».
Владимир Фролов, народный артист Украины:
— Если говорить о Марке Самойлове как о композиторе, я бы назвал его русским Кальманом. Настолько мелодична, эмоциональна и прекрасна его музыка. Для артистов нашего театра музыка Самойлова была школой советской оперетты. Сейчас во многих театрах его произведения ставят по второму разу. Это и «Дон Жуан в Севилье», и «Страсти святого Микаэля». Одновременно ставятся новые произведения. Последней была премьера спектакля «Калина красная» по В. Шукшину, в Алтайском краевом театре драмы весной этого года. Перед этим была его музыкальная версия «Анны Карениной». Для нашей семьи Марк Самойлов был близким, родным человеком. Он приезжал на мой юбилей и на свадьбу дочери. Мы с женой ездили к нему на 70-летие. Этим летом получили приглашение на 75-летие, которое должно было состояться в январе 2012-го. Но не довелось...
Станислав Зайцев, заслуженный художник Украины:
— У меня не было такой долгой дружбы с Марком Самойловичем. Но все последние его спектакли в нашем театре мы делали вместе. Он умел сразу устанавливать дружеские отношения. Никакой натянутости и официоза. Сразу попросту на «ты». Потом меня приглашали оформлять его спектакли в разных городах России. Он был из тех немногих композиторов, которые обращают внимание на сценографию. Мне было приятно слышать, что моя работа в «Безымянной звезде» ему понравилась больше, чем во всех других постановках этого спектакля, которые ему довелось видеть. Он всегда приезжал на премьеры своих произведений, где бы они ни происходили.
Юния Сагина