|
В Одесской музыкальной академии имени А. В. Неждановой состоялся концерт класса профессора Кармеллы Цепколенко. Он был посвящен ее учителю, композитору, заслуженному деятелю искусств Украины Александру Красотову, которому в нынешнем году исполнилось бы 75 лет.
Одесский композитор Александр Красотов оставил большое творческое наследие — оперы, симфонические произведения, концерты, оратории, кантаты, мюзиклы, множество камерных сочинений, музыку к театральным спектаклям, джазовые композиции, песни. А еще он оставил, что не менее важно, одесскую композиторскую школу. В последние годы Сан Саныч, как с любовью называли его ученики, много работал в Китае, где его труд ценили по достоинству, на родине же поддерживали достойный уровень композиторского искусства Кармелла Цепколенко, Юлия Гомельская, Людмила Самодаева, Николай Безуглов и другие «птенцы гнезда Красотова».
Не только наши педагоги едут в Китай, многие студенты Одесской консерватории, как ее по старинке продолжают называть, приехали к нам из Китая.
Сегодня в классе Цепколенко радуют своими успехами китайские студенты Ма Жуй, Чжан Нань и У Юйчень, Энджи Пань Хунь. Пьесу последнего «Нарцисс» исполнил пианист Ли Мао, автор для полноты впечатления расставил перед зрителями на пюпитре красивые рисунки с изображением цветов. И вот что интересно: кроме национальных гармоний, китайские студенты тяготеют к французскому импрессионизму, к переливам пассажей а-ля Клод Дебюсси.
По-своему интересны сочинения и первокурсника Андрея Малинича, и аспирантки Киры Майденберг, и третьекурсницы Татьяны Шабаевой. Два романса второкурсника Кирилла Яворского на стихи Тарковского и Потоцкого исполнила в сопровождении автора сопрано Татьяна Квасникова.
Но по-настоящему удивил пятикурсник из Эквадора Кристиан Орозко, осваивающий в Одессе перкуссию и композицию. Он аккомпанировал на маримбе своему земляку, баритону Рою Эспинозе, который с настоящей оперной экспрессией исполнил арию «Забвение» на стихи Эрнесто Нобоа Каатаньо, в которой говорится об отчаянии влюбленного юноши, чью девушку похитила смерть... Этот эффектный номер и завершил программу классного концерта.
— Сегодня произошло знаменательное событие, — говорит Юлия Гомельская. — К сожалению, такие события редки у нас. Все замечательно показали себя, от первого курса до четвертого. И то, что заложено сейчас, в будущем даст свои всходы. Безусловно, Кармелла Семеновна — блестящий композитор, и я желаю вам, ребята, учитывать, что учеба в ее классе — серьезная школа, а в результате вас ждет серьезное будущее.
— В моем классе собрались разные люди, разные личности, все без исключения одаренные, но с разной школой, — резюмирует Кармелла Цепколенко. — И все — разных национальностей. Вся эта разношерстная, колористически яркая палитра привела к тому, что, как сказала мне сегодня наш замечательный музыковед Римма Марковна Розенберг, концерт драматургически получился. В самый последний момент Кристиан поменял порядок выхода на сцену, оставил свое произведение для финала, и это было удачно. Мы всегда вместе, на всех концертах и фестивалях, и мне бы хотелось, чтобы студенты понимали: та профессия, которую они выбрали, тяжелая, и уж точно не женская. Человек, становясь композитором, обрекает себя на постоянные поиски, муки, сомнения. Люблю известное изречение Верди, считавшего, что композитор либо идет на шаг позади, создавая уже понятную музыку, или же человечество делает вместе с ним шаг вперед. Вы в какой-то степени обречены на непонимание, но вы встретите и ту публику, которая будет нуждаться в вас как в проводниках.
Юбилейный год Красотова начался в марте концертом класса Гомельской, продолжился специальным «красотовским» блоком на фестивале «Два дня и две ночи новой музыки», арт-директором которого, напомним, является Кармелла Цепколенко. Также было исполнение на фестивале «КиевМузикФест» Концерта для трубы и оркестра Александра Красотова, завершившее фестивальную программу, а это особая честь. Скоро появится статья о композиторе в консерваторском издании «Музыкальный вестник», написанная Евгением Станковичем и Тамарой Невинчанной. И хотя конец года уже близок, сути это не изменит, о композиторе будут помнить, в том числе и благодаря его музыкальным «детям» и «внукам».
Мария Гудыма. Фото Олега Владимирского