|
Собираясь рассказать о прошедшем МКФ «Молодость», я чуть было не написала: «Отшумел фестиваль». Но спохватилась: 41-й Киевский международный кинофестиваль дебютных фильмов прошел на редкость скромно и тихо...
Не было торжественных открытия и закрытия во Дворце «Украина», не было красной дорожки к Национальному оперному театру. Открытие фестиваля состоялось в отдаленном от центра кинотеатре «Киевская Русь» — огромном, вместительном, но безбожно холодном. Закрытие — в уютном, теплом, уже обжитом за последние годы постоянными участниками фестиваля кинотеатре «Киев».
Именитых гостей тоже было раз-два, и обчелся. Ежи Гоффман: его фильмом «Варшавская битва. 1920» открывался фестиваль; Рустам Ибрагимбеков, Кшиштоф Занусси, Алексей Герман-младший, Александр Баширов, Алексей Горбунов и Андрей Звягинцев, который привез на закрытие фестиваля свой фильм «Елена». Вообще на закрытие ждали фильм Сокурова «Фауст». Но что-то не сложилось. И дирекция фестиваля, опасаясь подвоха судьбы, до последнего момента держала в секрете финальный фильм. Так что и фильм «Елена», и сам Звягинцев стали сюрпризом фестиваля.
Но хотя в этом году не было ни Софи Лорен, ни Катрин Денев, ни Софи Марсо и Кристофа Ламберта, не было даже постоянного гостя фестиваля Жерара Депардье, кинопрограмма компенсировала их отсутствие.
Дебютанты доказали, что «молодо» не всегда значит «зелено». Да и внеконкурсная программа была высокого уровня.
Перед международным жюри, возглавляемым писательницей Оксаной Забужко, стояла сложная задача выбрать лучший фильм из практически равных. Точнее, «практически равными» из 12 полнометражных фильмов были 11. Фильм Михаль Боганим о Чернобыле «Земля забвения» (Германия, Франция, Польша, Украина) был чудовищно непрофессионален. В главной роли Боганим сняла нашу «девушку Бонда» Ольгу Куриленко. Не помогло. Все стало ясно с первых титров, где в названии картины в слове «забвение» вместо «б» стоял «ь». А вместо 26-го на календаре стояло 29 (?!) апреля.
Программа полного метра открылась лентой «Безумно счастливая» норвежки Ани Севитски. Второй из показанных фильмов — польская лента «Комната самоубийц» Яна Комаса, — это трагедия подростка, одинокого в семье и школе и нашедшего виртуальных друзей лишь в Интернете. Картина заставит задуматься многих родителей. Фильм отмечен поощрительным дипломом международного жюри и наградой «Особое отличие» экуменического жюри.
Фильм «В зеркале» Негар Азербаяни (Иран) представляет историю двух женщин, нарушивших принятые в иранском обществе устои. Одна — тем, что садится за руль, чтобы прокормить ребенка и выплатить долги попавшего в долговую тюрьму мужа. Вторая — стремлением к смене пола. Смелая для Ирана тема. Картина также была отмечена «Особым отличием» экуменического жюри.
Далее подряд были показаны два фаворита фестиваля: фильм «Дыхание» Карла Марковица (Австрия) и «Быдло» Майкла Р. Роскама (Бельгия).
«Дыхание» — очень тонкий, точный в деталях, высокопрофессиональный фильм. На первый взгляд, история, рассказанная в нем, банальна. Подросток, выросший в приюте, находится в колонии за убийство товарища. Срок почти отбыт. Относительная свобода (ему разрешено выходить из колонии на работу) позволяет ему разыскать бросившую его мать. Но не эта история брошенного ребенка — главное в фильме. Главное — это чувство ответственности за свою вину, за смерть товарища. Недаром из всех вакансий он выбирает тяжелую морально и физически работу в похоронном бюро. Это епитимия, возложенная им на себя.
Фильм «Дыхание» удостоен Гран-при фестиваля (статуэтка «Скифского оленя» и $10 000 США).
...С точки зрения эмоциональной напряженности «Быдло» превосходит картину Марковица. Это самый сильный фильм фестиваля. Личная трагедия героя, мафиозные разборки, этнический франко-фламандский конфликт. Высоко оцененный в журналистских кругах фильм, однако, не был отмечен ни одним жюри.
Большинство представленных фильмов хеппи-эндом не радовали. Не успела публика прийти в себя после «Быдла», как пришлось окунуться в драму героини картины «Подъем» (режиссер Лиза Лангсет, Швеция). Девушка, для которой открылся мир классической музыки, мир Моцарта, влюбляется в дирижера. Их роман недолговечен, дирижер женат и не собирается бросать семью. Не выдержав цинизма и оскорблений, девушка убивает его. Главную роль в фильме исполнила актриса Алисия Викандер. Жюри присудило ей премию им. Ива Монтана, присуждаемую лучшей актрисе или актеру.
Предпоследний конкурсный день пришелся на пятницу. Это была «черная пятница». Три фильма — «Маленькая комната» Стефани Шуа и Вероник Реймон (Швейцария), «Вулкан» Рунар Рунарссон (Исландия) и «Считанные дни» Пиа Штриманн (Германия) — три смерти, три конфликта отцов и детей и еще целый ряд совпадающих сюжетных деталей. Впрочем, на качество фильмов это не повлияло. Фильм «Маленькая комната» (самый симпатичный из трех) получил приз экуменического жюри.
Последняя триада конкурсных фильмов полного метра включала упомянутую выше ленту «Земля забвения», картину «Дом» (режиссер Зузана Лиова, Чехия) и очаровательный, романтичный, оптимистичный (наконец-то) фильм «Акации» Пабло Джорджелли (Аргентина, Испания). Последний получил приз как лучший полнометражный игровой фильм ($2,5 тысячи).
Приз за лучший короткометражный фильм и $2,5 тысячи получил фильм «Побег» Виктора Карея (Испания); поощрительный диплом — фильм «Девушка и охотник» Ядвиги Ковальской (Швейцария). Приз за лучший студенческий фильм и $2,5 тысячи разделили «Коралл» Игнасио Чанетона (Аргентина) и «Веревка и кровь» Кубы Чекая (Польша).
Симпатии жюри международной федерации кинопрессы FIPRESCI достались фильму «Дыхание», а международное жюри киноклубов FICC свою премию «Дон Кихот» присудило короткометражному фильму «Молитва» Эммы Балтазар (Дания). Кроме того, FICC отметила «Особым отличием» фильм «Фактор Феллини» студентки Киевского института театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого Мирославы Хорошун и фильм «Коралл» аргентинца Игнасио Чанетона.
Елена Колтунова