|
14 июня Одесскому украинскому театру имени В. Василько были вручены медаль и диплом всеукраинского фестиваля «Українська мова — мова єднання», заключительный тур которого прошел 22—28 мая: спектакль Дмитрия Богомазова «Щастя поруч» победил в номинации «Квiтни, мово наша рiдна».
26 июня в 18.00 театр закроет сезон премьерой постановки Владислава Троицкого «Украинский Декамерон». Начнется подготовка к 80-летнему юбилею Одесского украинского театра.
О театральных «муках и радостях» мы беседуем с художественным руководителем «васильковцев», народным артистом Украины Игорем Николаевичем Равицким:
— Что последует после оригинального спектакля «Украинский Декамерон»? Новую вещь репетирует Богомазов, судя по всему, он у «васильковцев» прижился...
— Это будет комедия Панаса Саксаганского «Шантрапа» — пьеса практически не ставилась на сцене. Название спектакля будет иным; пьеса — об артистах: в ней затронута тема профессии, взаимоотношений театра с сильными мира сего, с меценатами... Это актуально, интересно на наш момент. В репертуарной палитре Богомазова комедий не много; постановку можно счесть своего рода экспериментом.
Тема «искусство — власть» не перестает волновать нас и нынче, когда «власть переменилась».
Вот были мы с директором театра Валентиной Михайловной Прокопенко на заседании Верховной Рады по вопросам культуры, где отчет держала новый министр культуры, и что услышали? Что теперь Министерство культуры и искусств стало еще и Министерством туризма...
Как бы то ни было, мы будем готовить наш юбилейный вечер (день рождения театра — 7 ноября); постараемся придумать что-то неординарное. Хотим открыть в сезон малую сцену на 40 мест.
— Кстати, об экспериментах. Не открою вам секрета, сказав, что старшее поколение артистов вашей труппы относится к экспериментам и «варягам» достаточно неоднозначно. Это, мол, все — эффектные шоу, а вот поиграть бы в чем-то психологическом... ну, знаете же: какой трагик не мечтает о монологе эдак на полчасика!
— Но в нашем репертуаре процентов семьдесят — традиционные постановки! «Сто тисяч», «Мартин Боруля», «Сватання на Гончарiвцi»... Да и «Шельменко-денщик», и «Сон лiтньої ночi», и «Ревiзор» — это традиционный театр, и «Для домашнього огнища»... Нужно разнообразить картину. Насколько сам по себе традиционный спектакль — шаг вперед? Конечно, эксперименты тоже разные бывают. Вот как экспериментировать с «Наталкой-Полтавкой», с ее оперными ариями, написанными Н. Лысенко? Это ведь такая вещь — вот как Петипа свои балеты ставил: навсегда. Тут такой надо найти нетривиальный взгляд, такие пронзительные моменты внутри самой вещи... Уж чем традиционно ставить «Наталку» — нет, лучше уж «Декамерон»!.. Будем думать и о том, как полноценно, увлекательно занять творчеством и актеров старшего поколения.
Мы отдаем себе отчет: эксперимент — и не на всякого зрителя, и не на всякого актера. У нас некоторые актеры, и даже молодые, сами отказались играть в «Украинском Декамероне».
— Интересно, не жалеют ли теперь, глядя на то, что получилось?.. Ну, а вы — какие планы вынашиваете как постановщик?
— После «Кураж» ограничиваю себя, пока что: пусть ставят ребята, которые могут поставить так, как я не могу. Я — более традиционный режиссер. Пока что буду приглядываться к молодым, отсматривать спектакли, отбирать кандидатов на постановки...
— Однако, судя по вашим последним спектаклям, вы и сами не чужды эксперимента, риска. А если потом собираются критики, разбирают по косточкам, разносят в пух?..
— Больно. Конечно же, больно очень. Я ведь Скорпион — все в себе храню, ношу. И за свой, и за чужой спектакль одинаково больно. И если мне нравится работа коллеги, я во что бы то ни стало буду ее отстаивать: и перед критиками, и перед властями.
— Чем вы руководствуетесь, приглашая режиссера на постановку?
— Время решает. С Владом Троицким, например, познакомились лет десять назад в Киеве. Были у него постановки по Достоевскому, по Пелевину... Прежде чем пригласить Влада, мы отсмотрели с директором две его вещи на сцене, пять — на кассетах. «Украинский Декамерон» — это, представьте, его первая работа в государственном театре! Ведь Троицкий — и режиссер, и актер, и бизнесмен, и продюсер, организатор театрального производства. В его киевском центре современного искусства «Дах» актеры работают бесплатно, ради творческого удовлетворения, и зрители приходят бесплатно, по списку (в театре 50 мест); актеры его — люди обеспеченные, так он, по крайней мере, мне рассказывал... Такая вот благотворительная культурная работа.
Или Дима Богомазов, ведь у его театра «Вiльна сцена» нет здания, арендуют они разные «точки»...
А я так устал планировать «на пятилетку» и «творчески отчитываться за пять лет»! Сегодняшняя действительность малопредсказуема. Ну, вот кто знал, что произойдет «оранжевая революция»? Тоже — эксперимент...
— В свете наших «экспериментальных» времен — что будет с театром?
— На мой взгляд, остро назрел вопрос театральной реформы. По-моему, идеальная модель — это 10—15% штатных артистов, остальные — приглашенные: и актеры, и режиссеры. Конкурсная система с индивидуальными контрактами. Это гарантия постоянного притока свежих сил, обновления. Но ни в коем случае не превращать театр в эдакую стационарную административную группу, к которой сбегаются на постановку и затем разбегаются. Развалить театр легче всего. Нужен разумный синтез: ядром должен оставаться стационарный репертуарный театр.
Но страна к подобной модели еще не готова. Театрам не под силу расходы по оплате проезда, гостиниц, покупке квартир. А общество не готово морально. Революции революциями, а на деле как? Приказано: «Гринджолы» на Евровидение! — и будьте здоровы!.. Снимают с должности худрука театра имени Леси Украинки — какой законностью обосновывают?.. Я голосовал за нынешнюю власть: хотелось перемен. Но перемены в людях, в обществе происходят медленнее, чем ожидалось.
— Как вы подбираете актерскую команду молодых? В «Украинском Декамероне» хорошо «засветились» новенькие...
— Интуиция, скорее. Чувствуешь: «наш» — не «наш»! Многие просятся в труппу, приходят даже семьями. Подчас и ошибаемся. С «не нашими» приходится расставаться. Хотя это и больно, и трудно... У нас огромный провал, вакуум — состав актеров среднего возраста. Нужны крайне! Но... ведь пока не дадут квартиру, никто сюда не поедет.
— Ваши сильные театральные впечатления в последние годы?
— В Москве не был лет 10—12! Сами знаете, во что теперь обходятся такие поездки. В Киеве бываю раз в полгода, все вечера — по театрам, но там все меньше интересных работ... Открытием, ошеломлением был спектакль КЛИМа (автор пьесы «Украинский Декамерон», Т.А.), просмотренный на кассете, — «Отчего люди не летают?», по «Грозе» А. Островского, с артистами петербургского Балтийского дома; актерский состав не блестящий, зато режиссерская трактовка, атмосфера!.. Из гастрольных спектаклей понравилась неожиданная концепция сатириконовского «Ричарда III» с Константином Райкиным.
ИГОРЬ РАВИЦКИЙ — художественный руководитель театрального коллектива, которым мы сегодня вправе гордиться. Достойный столицы ансамблевый театр, находящийся в географической провинции... Согласно провинциальному, сиречь «не национальному», статусу, жалованье артиста за творческий труд, за сомозабвенные сценические эксперименты — как говорят в Одессе: «Вы будете смеяться»... Когда бы не было так грустно!
Театры Одессы примерно с ноября прошлого года перестали получать «губернаторскую надбавку». Власть переменилась. И, видимо, полагает, что труженики театра, режиссеры, артисты перебьются: «им же повысили»!.. То есть повысили оклад: на 11% (а оклад народного артиста — это... прожиточный минимум и ниже). Губернаторская надбавка была — 50%...
Таким вот прозаическим штрихом хочу завершить все эти интеллектуально-поэтические разговоры. Когда же и какая власть научится уважать нашу культуру?.. Споспешествовать культуре — цивилизованными законами?..
Приходите, господа-товарищи, на премьеру 26 июня. Убедитесь: труппа «васильковцев» — наша гордость. В чем, полагаю, заслуга и ее художественного руководителя, и прекрасного организатора — директора театра Валентины Михайловны Прокопенко. Которые умеют делать театр в предложенных обстоятельствах.
Тина АРСЕНЬЕВА.
Валентина Прокопенко и Игорь Равицкий с театральной премией «Успех».
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.