|
Импровизированным литературным митингом на месте закладки памятника Исааку Бабелю был 13 июля завершен фестиваль, освященный его именем. В этом неофициозном радостном собрании приняли участие Генеральный консул Российской Федерации в Одессе Юрий Антонов, заместитель председателя Одесской областной администрации Дмитрий Волошенков, директор Литературного музея Татьяна Липтуга, редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова, актив Всемирного клуба одесситов и писатели — участники фестиваля, среди которых внук «виновника торжества», режиссер и актер Андрей Малаев-Бабель.
Явление было фантасмагорическое, в высшей степени приятное и трогательное. И поистине патриотическое. Это — явление народу истинного одессита: Олега Леонидовича Лобана, с его замечательным клубом-музеем по адресу «Жуковского, 22», он же «Ришельевская, 17».
Олег Лобан — военный комиссар Приморского района города Одессы, полковник. И проживает по вышеуказанному адресу как раз в той квартире, где жил Исаак Эммануилович Бабель. Годами не давала ему покоя мысль: быть бы здесь музею... А в 2004 году идея получила возможность воплощения. Как у истинного одессита, у Олега Леонидовича много друзей. Вместе с друзьями-офицерами заказал он известному одесскому скульптору Александру Князику большую мемориальную доску-барельеф с портретом И.Э. Бабеля. Барельеф уже готов, и 2 сентября его водрузят на стене дома, одновременно с открытием памятника Бабелю здесь же, через дорогу, на площадке у школы.
Более того: с помощью супруги и друзей-энтузиастов Олег Лобан реконструирует цокольный этаж дома. Помещение получается уютное и романтическое: с арочными перегородками, нишами. Посередине мольберт, на нем — лист: своего рода гостевая книга дня рождения писателя, увенчанная цитатой из Бабеля: «Сердце мое лежит к маленькому клубу...». Вот и будет здесь клуб-музей имени Бабеля! Сейчас по стенам развешены бумажные фризы с изображениями бабелевских персонажей и с множеством цитат.
«Я уверен, что сюда будет паломничество туристов», — говорит Валерий Хаит. В Одессе, сообщил он, сейчас находится Георгий Франгулян, автор памятника Бабелю. Вот только вчера разметили площадку, подготовили ландшафт...
Андрей Малаев-Бабель снял в Одессе материал для своего будущего фильма, посвященного его великолепному деду.
Клуб-музей — это замечательно, однако же, что именно будет в нем храниться музейное? И тут я вспомнила... бабелевский камин! Ну, правда, некоторые говорят, что это не камин вовсе, а печка, существующая в разобранном виде. Из квартиры Бабеля. То есть самая что ни на есть аутентичная!
Сколько-то лет назад я, вместе с искусствоведом Ольгой Тарасенко, попала в мастерскую акварелиста, члена НСХУ Константина Силина. Вот у него в мастерской и примостился этот камин... либо печка. Костя проживал когда-то в квартире Бабеля и нагревательный его прибор аккуратненько из стенки выломил. Потому что в квартире была тогда одесская маргинальная «коммуна», которой на литературные реликвии было, скажем прямо, начхать. Запросто могли выбросить печь для собственного «улучшения условий». А так, решил художник, памятка цела останется. На музей в те года рассчитывать не приходилось.
Костя Силин давненько живет в Америке. А как же камин-печка?! Александр Вениаминович Князик, бывший 13 июля среди гостей «клуба Бабеля», пообещал навести справки. Ведь мастерская акварелиста принадлежит Союзу художников. И, без сомнения, камин, о который грел ладони выдающийся писатель, согреет сердца посетителей его клуба...
Тина Арсеньева