|
В рамках Международного одесского литературного фестиваля, который проходит в этом году «под знаком Бабеля», 11 и 12 июля в Еврейском культурном центре показал моноспектакль «Бабель: Как это делалось в Одессе» по рассказам Исаака Бабеля внук писателя, американский актер и режиссер Андрей Малаев-Бабель.
Спектакль основан на пяти рассказах Бабеля, которые, как писали в пресс-релизе, особенно близки исполнителю. «Ди Грассо» — единственное произведение Бабеля на театральную тему, где есть и мифическая бабелевская Одесса, и щемящий лиризм, пробивающийся сквозь юмор... Далее — скачок в спектакль переносит нас в дореволюционный Петербург зимы 1916 года. «Гюи де Мопассан» — рассказ о молодом талантливом авторе, которого наняли переводить сочинения великого Мопассана в компании соблазнительной и богатой «псевдописательницы» Раисы. А после антракта рассказчик знакомит нас с миром одесских налетчиков, созданным отчасти жизнью, а в большей степени — фантазией Бабеля. Это рассказы «Фроим Грач» и «Король».
Завершил спектакль короткий рассказ из «Конармии» — «Кладбище в Козине» — непревзойдённое по художественной силе описание кладбища в еврейском местечке. Это реквием по ушедшему миру старой Одессы, плач по евреям (и неевреям), сгинувшим в погромах и месиве революции и гражданской войны.
Спектакль «Бабель: Как это делалось в Одессе», созданный актером с английским режиссером Сарой Кейн, существует уже семь лет. За это время он выдержал более пoлусотни представлений как в Соединённых Штатах Америки, так и за их пределами. Спектакль часто включался в программы престижных конференций и фестивалей, и входил в десятку лучших спектаклей сезона в крупных городах США. В 2005 году Всемирный банк представил этот спектакль на обширной выставке-фестивале «Театр в Восточной Европе и Средней Азии», проходившей в городе Вашингтоне; в том же году спектакль вошёл в программу шестого Международного Волковского фестиваля в Ярославле.
Это действительно впечатляющее театральное зрелище. Не только с разнообразными образами — рассказчиков и персонажей рассказов, — созданными одним актером, но и с тонко подобранным световым и музыкальным оформлением, минимальными, но достаточно выразительными деталями декораций и реквизитом. (Сценография Александра Окуня, художник по свету Константин Тихонов).
Андрей Малаев-Бабель окончил театральное училище им. Б. В. Щукина при театре им. Евг. Вахтангова в Москве, работал в этом театре. В 1985 году совместно с Давидом Шнейдоровым основал Московский театр камерных форм, где он работал главным режиссёром до отъезда в США в 1993 году
Общаясь по окончании спектакля с залом, артист заметил: «Если бы я родился в Одессе, наверное, я бы читал это иначе, но я никогда не пытался выдавать себя за то, чем не являюсь». И добавил: «Сам Бабель читал свои рассказы без всякого одесского или еврейского колорита, очень ровно, хорошим русским языком». Как ни странно, но отсутствие «одесского акцента» в исполнении актера никак не мешает ему убедительно воплощать образ созданной Бабелем Одессы, которая стала «реальнее реальной» в представлениях о ней во всем мире... Разве что из этого образа ушла на второй план легковесность и проступили явственнее драматические черты.
Не случайно Андрей Малаев-Бабель в общении с одесскими зрителями подчеркнул: Исаака Бабеля занимало подспудное сопоставление бандитской власти, которая была в Одессе при Бене Крике, и советской власти двадцатых годов. И сопоставление было не в пользу советской власти: бандиты у Бабеля все-таки стреляли в воздух, а советская власть никогда не промахивалась...
Рассказал немного Андрей Малаев-Бабель и о своей семье, в которой и сегодня господствует культ Бабеля. О жизни гениального деда сейчас он снимает документальный фильм.
И, конечно, невозможно абстрагироваться от сознания того, что для человека на сцене все это — не просто литературный материал, а часть его родословной. Заполнявшим до отказа два вечера подряд зал Еврейского культурного центра одесситам спектакль этот доставил удовольствие не только как театральное явление, но и как прикосновение к «живому Бабелю».
Людмила Гипфрих