|
Первая персональная выставка работ Зигмара Польке в Украине, приуроченная к годовщине смерти художника, демонстрируется в Музее современного искусства Одессы (Сабанский переулок, 4а) до 8 июля.
Сразу же становится понятно: вся соль этих работ не в изображении, а в остроумных подписях. На листе гуашью выведено нечто размытое или же разбитое на квадратики, сеточку, а опускаешь взор к этикетке и читаешь, например, такое: «Увольнения по наговору «штази», «Пожилой мужчина и панк в старомодной немецкой гостиной», «Молоко не сбежит, если...», «А молоко все равно будет сбегать». И так далее, и тому подобное.
Веселым, ироничным человеком был немецкий художник Зигмар Польке (1941—2010). Одесситы могут увидеть из его обширного наследия пока только 40 гуашей из собрания Института связей с зарубежными странами (IFA), созданных в 1996 году (в формате 70 х 100), которые и составляют экспозицию выставки «Музыка неизвестного происхождения». Эти работы являются своеобразным дайджестом творчества Польке, его любимых приемов и мотивов. Организовал выставку благотворительный фонд «Баварский Дом Одесса» совместно с Гете-Институтом в Украине.
— Современное немецкое искусство может похвастать пятью именами, среди которых — и имя Зигмара Польке, — утверждает директор МСИО Семен Кантор. — Высокий рейтинг художника определяется рядом веских аргументов, начиная от продаж на престижных аукционах и заканчивая выставками и публикациями.
Произведения Польке построены на ироничной игре цитатами из классического искусства и авангарда, виртуозном сплаве техники классического офорта с ультрасовременными технологиями, прихотливо соединенными с приметами современной цивилизации, будь то растровые точки газетной репродукции или привычные элементы предметного мира. В них он обращается к зрителю языком чистой живописи, одновременно снижая пафос абсурдно-ироничными квази-цитатами из журналов для домохозяек: «Пересоленную еду можно снова сделать съедобной, если постелить под ковер газетный лист» или «Для того чтобы огурцы долго сохраняли свежесть, нужно покрасить их, будучи «заранее благодарными». Есть и более практичные советы — «полоскать черное шелковое белье в чайной заварке» и «душиться в меру, ибо сильный запах духов — это как-то неблагородно».
На открытии выставки в Одессе присутствовал Мартин Хентшель, директор Художественного музея немецкого города Крефельд, искусствовед, автор монографических работ о мастерах современного искусства, в том числе и о Зигмаре Польке. Герр Хентшель был знаком с художником лично, и вполне естественно, что у него возникло желание провести для первых зрителей экскурсию по залам МСИО, где расположены работы Польке.
— Молодые художники, в числе которых был и Зигмар Польке, основали новое направление в искусстве, которое получило название «капиталистический реализм», — рассказал Мартин Хентшель. — Это было антитезой «социалистическому реализму». Параллельно с этим направлением появился поп-арт, новый для Германии. В конце шестидесятых, как и многие, Польке увлекся концептуализмом. А в семидесятых художник немало путешествовал по миру, увлекался экзотическими культурами Австралии, Мексики, Пакистана.
Справедливости ради стоит заметить: некоторые свои произведения он создавал под воздействием галлюциногенных препаратов, и это исторический факт. Художник обожал экспериментировать с составом красок, в некоторые умудрялся добавить даже мышьякосодержащий зеленый пигмент, что само по себе опасно. Однажды он изрек: «Картины тоже обижаются, если на них никто не смотрит». И уложил ряд картин изображением вниз на полу выставочного зала в Дюссельдорфе, да еще и закрыл посетителям вход на выставку решеткой, на которой висел плакат: «Искусство делает свободным».
В другой раз написал абстрактную композицию, краски которой менялись в зависимости от освещения, времени суток, влажности и даже количества зрителей в павильоне (дело было на Венецианской биеннале). Эта работа получила название «Котел алхимика». А еще он использовал в создании картин полосатую ткань для пошива пижам, расписанную цветочками столешницу. Любил устраивать телепатические сеансы, входить в контакт с прошлым и самоиронично утверждал: «Любить нужно то, что не имеет никакого стиля: слова, фотографии, природу, меня и мои картины».
Нет сомнения, весельчак Зигмар Польке, попади он в Одессу при жизни, устроил бы для нас какой-нибудь веселый перформанс. Увы...
София Левчкович