|
«...А это очень нелегко», — так прокомментировал свой новый проект, тематический цикл художественно-документальной фотографии «Христиане Малабарского побережья», Виталий Оплачко. Выставка открылась в Музее западного и восточного искусства 10 июня.
Как не раз уже приходилось отмечать, фотографические снимки В. Оплачко занимают особенное место в многоразличном искусстве фотографии: они глубоко познавательны. Стоит ли оговаривать, что и выполнены на высоком художественном уровне? «Уровень» — это для начинающих, а для мастера главное — доносимая мысль. Да уж, в лице Оплачко-фотохудожника много потеряли солидные научно-популярные иллюстрированные издания. Именно солидные. Потому что в его фотографиях нет и никогда не было модного «глянца», туристического лоска, «гламур» органически чужд самой природе его фотоискусства. Фотокамера для В.Оплачко — инструмент познания прежде всего. А знаниями хочется делиться.
Достаточно напомнить его тематические выставки, прошедшие в Одессе и Николаеве с 1999-го по нынешний год: «Тибет», «Занж — страна черных людей», «Русские в Америке», «Бретань, Астурия», «Сикким, Бутан», «Затерянное королевство Ло-Монтанг», «Приходите, дети, в Африку гулять» и другие, — уже названия говорят сами за себя, и в этих выставках — опыт и сфера интересов моряка, каковым Оплачко был и по сути остается (сегодня он — владелец морского агентства, что сути не меняет). В СССР ведь по-разному шли в моряки: кто за дефицитными шмотками, кто за знаниями мира, людей, себя. Кстати, великим асом фотографии Оплачко себя не считает, хотя, разумеется, и цену себе знает, как серьезному мастеру свойственно: «Обещаю учиться, — сказал он на вернисаже. — К августу готовлю выставку «Сказки южных морей».
На этот раз Виталий Оплачко побывал в Индии, на Малабарском побережье. «Малабар» — так арабы называли юго-западную оконечность Индии, куда в III — IV веках нашей эры бежали от преследований христиане Сирии, последователи Нестория. Церковное же предание утверждает, что первым крестителем населения Индии был апостол Фома, прозванный в русской традиции (по-моему, не вполне объективно) Неверующим.
Может быть, Фоме, по его несклонности к некритичному суеверию, не хватило фанатической харизмы, но роман с Индией у христианства не сложился до сих пор. А вот население Малабарского побережья, как рассказал нам Виталий Александрович, оно, будучи этнически гораздо ближе к австралийским аборигенам, нежели к индусам, традиционными верованиями последних просто не успело проникнуться, пребывая в первобытном язычестве, в котором его и застали христиане-сирийцы. Простодушные дети природы восприняли несторианское вероисповедание. В итоге — Малабарское побережье Индии примечательно наличием на нем одной из древнейших христианских церквей. Да еще и с какой общиной: сплошные рыбаки! К этой профессии, как известно, принадлежало большинство призванных Христом апостолов...
Лодка — основной, сквозной мотив фотовыставки Виталия Оплачко. Лодка, ладья, сети, улов. Море. Может быть, житейское — для них-то, темнокожих рыболовов, во всяком случае. Изрядно бурное. Манящее. Тревожное. Конечно же, евангельские аллюзии тут сразу приходят на ум. И еще — толстовские. Не то чтобы Виталию Оплачко так уж захотелось опрощения и таким уж завидным показался удел полного слияния с природой и зависимости от ее милостей. Нет, для таких помышлений Оплачко все же — горожанин-интеллектуал. Однако ностальгическая нотка присутствует. Что-то вроде: «Они — лучше нас». Так или иначе, но Оплачко говорит, что «полюбил этих людей». А не полюбишь ведь — и не изобразишь. Портреты же, выполненные Виталием Оплачко, всегда великолепны. На всех выставках. В этих портретах не этническая экзотика на первом плане, а характер, за которым — судьба.
Особо отметим то, как оформлена экспозиция: с каким изыском использованы фактуры пеньковой веревки, циновки, грубой проволоки. Организация выставочного пространства представлена как высокое искусство. В этом заслуга арт-менеджера Валентины Чепельчук. Выставку сопровождает познавательный проспект «Христиане Малабарского побережья».
Валентина Левчук