|
Молодежный театр «Девять муз» при Литературно-артистической школе Натальи Романовской «Литаврия» предложил вниманию одесситов инсценировку повести И. С. Тургенева «Ася». Премьера состоялась 23 мая на малой сцене Украинского театра.
Постановщику спектакля «Ася» Наталье Романовской удалось достичь искомого эффекта — чувства поэтической ностальгии по несостоявшейся, несбыточной любви. Конечно, от юных актеров-любителей (впрочем, среди них играл и профессионал) было бы неправомерно требовать глубокой психологической «препарации», серьезного исследования внутреннего мира изображаемых ими персонажей. Но, тем не менее, студийцы сыграли так, что мотивация поступков их героев, их внутренняя биография прочитывались очень ясно.
Разумеется, было бы откровенным перебором также ожидать от них внешнего соответствия тургеневским героям — пластики, манер, речевого рисунка, присущих молодым людям определенного социального круга тех времен. Что утрачено, то утрачено, и даже, увы, для ВГИКа, — где те «старорежимные» педагоги? Ученики Натальи Романовской сыграли себя в предлагаемых обстоятельствах — и спектакль состоялся благодаря их органике, юному обаянию, живому темпераменту, искренней вере и самозабвенности чувства.
Очень располагал к себе нервно-утонченный и внешне сдержанный молодой барин Гагин — Станислав Михайленко, тот самый «единственный профессионал»: актер Одесского кукольного театра.
Главного героя-рассказчика, «господина Н.», с которым приключилось столь внезапное и пугающее увлечение импульсивной девушкой-подростком Асей, сыграл студент Константин Носов. Ему удалось создать достаточно емкий образ и заставить нас догадаться, что этот «добрый малый», не лишенный поэтического чувства и склонности к изыскам, на самом донце души — пошлый обыватель, потому что трусит безоглядного и нерасчетливого самораскрытия души. Но единственное, в сущности, что останавливает этого милого юношу перед возможностью романтической любви, это изгоняемое на задворки сознания соображение, что Ася — не партия: бастард, девушка, пораженная в правах, не имеющая таковых даже на фамилию своего старшего брата Гагина, прижитая их общим отцом от горничной...
И уж вовсе особенный случай вышел с Асей — в этой роли выступили две исполнительницы: Ася в детстве — 12-летняя Настя Димова, Ася рассказанной «лав стори» — 16-летняя Дарья Литновская. Обе девочки оказались удивительно схожи по яркому темпераменту, беззаветной открытости чувства, дерзкой и независимой повадке, трепетной застенчивости, сквозящей сквозь дерзость: «гордость и робость, родные сестры», по слову Поэта. И внешне они также оказались похожи — как родные сестры! Наталья Романовская призналась мне после спектакля, что замысел инсценировки «Аси» возник у нее именно потому, что у себя в студии «Литаврия» она увидала этих двух девчонок одновременно.
А уж как истово готовили юные исполнители свои роли! Даша Литновская во время репетиций могла залиться настоящими слезами — до того переживала Асину несбывшуюся любовь и предательство ее любимого. Но на сцене-то плакать по-взаправдашнему — распоследнее дело, и тут уж девочка сыграла, как подобает артисту, безупречно управляя своими эмоциями и находя интересные краски.
«Где вы нашли такую красивую пару?!» — допытывались у Романовской про «Асю и Асю» корреспонденты радио Латвии, когда театр «Девять муз» участвовал в фестивале молодежных театров-студий «Русская классика» в Риге. Этот смотр состоялся в апреле, и приняли в нем участие коллективы из Латвии, Литвы, Эстонии, России, а в жюри заседали народные артисты. Украину представил одесский театр-студия «Девять муз».
В спектакле «Ася» выразительно выступили в маленьких ролях и другие ученики Натальи Александровны: Елена и Лера Лукьянчук, Полина, Влад и Вероника Гузь, Илона Жукова, Аля Святюк, Екатерина Верба.
Валентина Левчук