|
В Художественном музее (ул. Софиевская, 5а) работает посмертная выставка заслуженного художника Украины Владимира Николаевича Литвиненко. Живописец ушел из жизни 1 мая...
Глядя на картины Владимира Литвиненко, вспоминаешь слова героини фильма «Доживем до понедельника»: «Все равно, что взять и прикнопить к бумаге солнечный зайчик». Вот одесский пейзажист взял и «прикнопил» — зафиксировал на холсте мириады солнечных бликов, отчего картины буквально светятся счастьем. Россыпь солнечных отражений в колебании прозрачных теней. Профессионалы живописи изъясняются прозаичнее: «пишет рефлексами»...
Конечно, живопись В. Н. Литвиненко пускает корешки в то мощное корневое сплетение, которое заложили в пластах культуры Клод Моне и Огюст Ренуар. Наверное, потому-то Одесса на картинах Литвиненко так часто напоминает парижские бульвары. А Венеция у него напоминает Одессу. Видимо, крепкая привязанность к своему кровному уроженца Полтавщины, подпавшего под обольщение одесского побережья, подспудно толкала его выискивать даже в венецианской архитектурной экзотике знакомые городские мотивы.
А вот Крым у Литвиненко, как ни странно, совсем иной по характеру, чем пронизанная бризом, охваченная солнечным трепетанием Одесса. Казалось бы, то же самое море, да еще и куда более синее, блистающее, и те же разливы солнца. Ан нет: плотность красок и сгущенность тонов в крымских пейзажах одессита, с предпочтением предгрозовой синевы, уже выводят нас к субъективным пейзажам постимпрессионизма. О Крыме одесскому живописцу явно хотелось сказать что-то обобщающее, а не просто в восторге запечатлеть. Что же? Может, горы с их вековой тяжестью тому причиной? Или черные крымские кипарисы с их статикой вечного покоя?..
После художника остаются его картины, а картины Владимира Литвиненко — достойный и весомый взнос в нашу региональную традицию живописи. Лучшие из них хорошо бы отобрать для одесских музеев, в постоянные экспозиции (тут же встает жгучий вопрос о расширении музейных площадей). Что ни говори, а его солнечный зайчик, как пела другая киногероиня, не линяет.
Валентина Василенко