|
Четвертая персональная выставка одесского художника Дмитрия Дульфана «Белый дух/Whitespirit», открывшаяся в галерее «Худпромо» (Жуковского, 6), вызвала подлинный ажиотаж. Дело в том, что, кроме уже привычных для этого автора арт-объектов так называемых «темнильничков» из полимерных масс, оснащенных подсветкой, художник предлагал посмотреть свою живопись, много живописи. В собрании Музея современного искусства Одессы есть его живопись, но чтобы столько и сразу...
Несколько «темнильничков», спрятанных в глубинных зальчиках, погоды не делают, зрителям предлагается очистить душу «Уайтспиритом» наподобие того, как одноименной жидкостью, бензином-растворителем разбавляют краски, смывают ненужное с поверхности картины. Образы Тибета, культуры майя, все эти разноцветные молитвенные флажки («кони ветра»), истуканы и обелиски на фоне экзотических горных пейзажей — и впрямь как глоток свежего воздуха. Современному горожанину все время хочется прильнуть к древним цивилизациям, отвлечься от издающих удушающие испарения полимерных смол, и без живописи тут не обойтись, хотя кому-то в девяностых и казалось, что «терять время за мольбертом» уже не актуально...
Оказалось, добрые люди, которым дорого искусство, предоставили Дмитрию холсты и краски (масло и акрил), создали условия для работы, и он счел за грех этим обстоятельством не воспользоваться.
Выпускник знаменитой «грековки» Дмитрий Дульфан — это легенда одесского современного искусства, утверждает критик Михаил Рашковецкий. Он обрел свой стиль и международную известность, которая уже не отстает от отцовской, а ведь Люсьен Дульфан — знаменитый живописец.
Направление, в котором создавался проект «Белый дух», автор определяет как фигуративную постмодернистскую живопись. Здесь соединимо несоединимое, например, статуэтка Будды и современная стиральная машина («Очищение»); загадочные изображения сопровождаются парадоксальными названиями («Золото майя, Майя золота»). Размышления Будды о мире в живописи не содержат печали и страха, очищены от негативных эмоций.
— Что бы ни делал Дульфан, он неизменен в стремлении к Свету, к той организующей мир Пустоте, которая и позволяет тростнику гнуться, не ломаясь, — говорит Михаил Рашковецкий. — И для этого необходимо «растворять» и «смывать» лишнее, наносное, что так часто кажется нам жизненно необходимым... Он непохож ни на кого, даже на самого себя время от времени. Он очень талантливый человек, и его путь — путь реализации своего таланта.
В арсенале у Дмитрия Дульфана свыше 70 выставок, работы его порой в хорошем смысле этого слова декоративны, но приобретать их, признается художник, состоятельные украинцы пока психологически не готовы. Придется просветлять (и просвещать) дальше! Отчистить пятна этой живописью с души можно будет в течение месяца, пока в галерее работает выставка.
Мария Гудыма