|
В Одесском академическом театре музыкальной комедии имени М. Водяного состоялась премьера-возобновление классической оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь».
История о том, как слегка неверный своей супруге аристократ повстречал ее на костюмированном балу в маске летучей мыши и безумно влюбился — классика жанра. Скучен институт брака, жена кажется прочитанной книгой, а тут увидел ее по-новому и, как сказано в одном из фельетонов Аверченко, «все завертелось»... Насколько интересен аристократке Розалинде легкомысленный муженек Генрих, остается вопросом, но она, как истинная женщина, стремится сохранить семью, что ей и удается. Это вкратце, а вообще сюжет полон скрытых интриг, подводных течений, да еще и премьера оперетты состоялась в кризисный 1874 год, когда венские горожане, стремительно разоряясь, пускали себе пулю в лоб едва ли не после каждого бала...
Заслуженный деятель искусств России, народный артист Беларуси Семен Штейн и заслуженный художник Украины Михаил Ивницкий создали в 1983 году впечатляющую постановку, о которой помнили многие зрители в зале. Восстановил ее народный артист Украины Владимир Фролов, Зоя Ивницкая помогла воссоздать костюмы (жемчужно-серый маскарадный наряд Летучей мыши — верх изящества!).
Место за дирижерским пультом занимает музыкальный руководитель постановки — заслуженный деятель искусств Украины, с недавних пор главный дирижер театра Вадим Перевозников. Безусловно, это настоящий профессионал, но оркестру нашей оперетты не помешала бы спонсорская помощь для покупки новых инструментов, увы, без первоклассного инструментария Штраус прозвучать не может...
Но вот увертюра заканчивается, и занавес раздвигается. Белое, воздушное оформление сцены, лестница, на которой может расположиться хор, не мешая балету и не путаясь у него под ногами, — незабвенный Ивницкий часто использовал такой прием для классических оперетт. Приятная, теплая волна ностальгии охватывает душу, а со сцены уже доносятся до боли знакомые реплики о собаке Шульца, которую звали, оказывается, Эммой (на самом деле такое имя носит жена Шульца, с которой у главного героя интрижка, но об этом нельзя проболтаться уже своей супруге). Публика это любит. Публика любит все знакомое, особенно услышанное с телеэкрана.
Дело в том, что оперетта «Летучая мышь» прославилась у нас в версии Николая Эрдмана и Михаила Вольпина, написавших блистательную, но весьма далекую от оригинального либретто комедию. По этой версии был снят популярный фильм с участием Людмилы Максаковой, Юрия и Виталия Соломиных, этой же версии придерживался режиссер Штейн.
Попытка возвратиться к первоисточнику была сделана в Одесской оперетте в 2008 году, когда киевский режиссер Вахтанг Чхаидзе создал постановку, основанную на первоначальном либретто Карла Хафнера и Рихарда Жене, написанном по пьесе Анри Мельяка и Людовика Галеви «Ревельон» («Бал в сочельник, или Часы с боем»). В этом спектакле постановщик, признаться, немного перемудрил с мотивами снов, зеркал, по сцене носились стайки летучих мышей (переодетый кордебалет), бегали Арлекины с Коломбинами, в сценографии Станислава Зайцева возникали образы земли, луны, дирижабля, автомобиля. Разумеется, и музыкальная редакция отличалась от привычной, ведь известная всем партитура отличается «милой» особенностью: в ней сокращены все сложные вокальные номера и вместо них добавлены другие, собранные из разных произведений композитора. Для спектакля Чхаидзе, которым дирижировал Аркадий Певцов, был специально увеличен состав оркестра, приглашены вокалисты из оперного театра, филармонии, консерватории.
Обе «Летучие мыши» имели и имеют право на жизнь, но в обеих, признаться, чего-то не хватает. В варианте Чхаидзе нет четкого режиссерского решения, сны и зеркала не сработали, эти приемы вконец запутали зрителя. В хорошо забытом варианте Штейна не хватает более яркой актерской подачи каждого образа.
Театралы со стажем в антрактах (да, антрактов в спектакле два, а действия — три) утверждали, что в том, «старом» спектакле восьмидесятых годов актеры работали гораздо интереснее. Играли Юрий Дынов, Всеволод Применко (по словам театралов, лучший профессор Хиггинс в «Моей прекрасной леди» всех времен и народов), молодая Тамара Тищенко... А что вытворяли Борис Боровский с Эмилем Силиным в сцене в тюрьме — зал вообще лежал от хохота! Этой легкости и смелости в нынешних исполнителях опытным зрителям очень не хватает. Хотя в целом понравились Валерий Регрут в роли Альфреда, Лилия Бех — Розалинда, Тимофей Криницкий в роли Генриха Айзенштайна, но есть к чему стремиться, говорят бывалые люди.
Что ж, будем надеяться, театральная молодежь освоится в «новой старой» «Летучей мыши», и спектакль обрастет актерскими находками. В конце концов, когда-то Одесскую оперетту обожали именно из-за ярких артистов, а сюжеты о графах, баронах, князьях и султанах (и даже о красноармейцах) были далеко не главным! Остается добавить, что следующие премьерные спектакли «Летучей мыши» состоятся 20 и 28 мая.
Мария Гудыма. Фото Олега Владимирского