|
19, 26 мая в Одесском русском драматическом театре состоится мировая премьера мюзикла Г. Ковтуна и Е. Лапейко «Вий» по мотивам украинских повестей Н.В. Гоголя.
АВТОР АВАНТЮРНОЙ ИДЕИ — сделать из знаменитого гоголевского сюжета мюзикл — заслуженный деятель искусств России Георгий Ковтун. Одессит, живущий и работающий ныне в С.-Петербурге. Его энергия и воля способны собрать под знамена почти нереализуемой театральной идеи огромный коллектив профессиональных и самодеятельных актеров. В этом спектакле Ковтун выступает в нескольких ипостасях: он и автор пьесы, и режиссер-постановщик, и балетмейстер, и автор трюков. На вопрос, почему не побоялся ставить мистику, он отвечает:
«У каждого художника, наверное, наступает возраст, когда хочется прикоснуться к запретным темам. Хотя многие деятели театра не без оснований опасаются ставить, например, «Макбета» У. Шекспира или «Мастера и Маргариту» М. Булгакова. Работа с этими произведениями мне тоже в этом году предстоит, а пока были «Кентервильские привидения», балет «Распутин» и вот теперь «Вий». Я не боюсь мистического возмездия, потому что для меня этот сюжет — не история торжества нечистой силы, а широкое полотно народной жизни, в которой мистический фольклор присутствует как приправа в хорошей еде. Тем не менее, «страшилок» в спектакле будет достаточно...».
КОМПОЗИТОРУ И МУЗЫКАЛЬНОМУ руководителю спектакля Евгению Лапейко поначалу было совсем непросто. Он получил готовую пьесу и заказ театра. Это намного труднее, чем воплощать собственную идею. Но многолетнее сотрудничество и содружество с Георгием Ковтуном сделало свое дело. Меньше чем за полгода была написана основная партитура, и уже с осени начались вокальные репетиции. Композитор неустанно работал, разучивал вместе с актерами партии.
ХУДОЖНИКИ СПЕКТАКЛЯ — киевляне. Художник-постановщик Андрей Злобин и художник по костюмам Анна Ипатьева — сложившийся творческий и семейный дуэт. У них свой подход и стиль в работе, достаточно известное в профессиональных кругах имя. С Г. Ковтуном работают много лет, знают его творческие и технические требования. Декорации спектакля сочетают точно скопированные этнографические детали и яркие живописные композиции, удобные основные конструкции и эффектные подвижные элементы. А в результате — красочное многочастное фольклорное оформление, которое притягивает взгляд, почти так же, как завораживают читателя знаменитые гоголевские описания природы.
ОДНАКО ГЛАВНЫЕ создатели любого спектакля — актеры. В «Вие» заняты три народных артиста Украины — Анатолий Дриженко, Людмила Сатосова и Семен Крупник, в главных ролях — молодые артисты Алена Колесниченко, Татьяна Каринова, Дмитрий Жильченко, Игорь Коршунов, Руслан Коваль, Ярослав Белый, а также Ирина Токарчук, Михаил Дроботов, Валерий Жуков и почти вся труппа театра плюс детский народный хор «Забава» (руководитель — С. Смирнова), этнический хор Вузовского района, детский танцевальный ансамбль «Калейдоскоп» (руководитель — Татьяна Сливченко), солисты-исполнители народных песен, музыканты...
Георгий Ковтун действительно мастер постановки народных сцен. Жизнь, которую он создает на сцене, необыкновенно насыщена событиями и персонажами.
А еще сценическое действо наполнено мистическими образами и впечатляющими трюками, которые только у Ковтуна так умеют выполнять никогда не обучавшиеся цирковому искусству актеры. Поначалу, когда задумывалась постановка, режиссер думал включить в сценическое действие сложные технические спецэффекты, но потом стало очевидно, что для настоящего театрального впечатления нужно, чтобы в центре любой ситуации стоял актер, переживания и страх которого ощущает зритель. Здесь сочетание декораций, театрального света, звука и трюков, которыми овладели актеры, вызывает именно эти чувства.
«А В ЧЕМ ЖЕ СМЫСЛ?» — быть может, спросите вы. Как у любой классической истории здесь много смыслов. Каждый зритель построит в воображении свой образ спектакля со своей логикой и своими ответами на все вопросы. Когда я задала режиссеру и композитору вопрос: «Отчего погиб Хома?» — их ответы не совпали, хотя были близки. Режиссер трактует главного героя, как «человека своей судьбы», композитор видит в его гибели расплату за грехи... Если спросить о том же каждого из участников спектакля, думаю, двух совершенно одинаковых ответов тоже не будет. Кстати, в спектакле свой финал, не такой, как у Гоголя, но призванный вызвать те же чувства — ужас, потрясение и завершающее элегическое просветление.
Юния САГИНА.
Хома Брут — Игорь Коршунов.
Панночка — Татьяна Корикова на репетиции готовится к полету.