|
В галерее «Золотой Ангел» Центра реабилитации детей нвалидов (ул. Пушкинская, 51) 6 апреля при большом стечении публики открылась «необыкновенная выставка необычайных художников»: экспозиция живописи Александра Бабанова и театральных головных уборов, изготовленных его мамой, Ириной Бабановой, много лет проработавшей в Одесском театре оперы и балета.
«Дух театра, — так отозвался об этом арт-проекте известный живописец одесского творческого объединения «Мамай» Сергей Савченко. — Пространство, сформированное законами театра».
Головные уборы, представленные на выставке, взяты из спектаклей, а также из личных коллекций. Часто Ирина Бабанова, работавшая в теснейшем сотворчестве с известным дизайнером головных уборов Натальей Коваленко, изготавливала свои фантазийные шляпы и диадемы на конкретную актрису — например, на Ольгу Оганезову, которая в числе гостей присутствовала на этом вернисаже. Сама же Ирина присутствовать на своем празднике, увы, не могла. Но так хотелось верить, что мощный заряд благодатной энергетики, охватившей выставочный зал, дойдет и до нее, вместе с добрыми пожеланиями зрителей...
Ирина — питомица Одесского театрально-художественного училища. Вот откуда и культура: в каждом замысловато исполненном головном уборе прослеживаются конкретные стилевые приметы. Судя по ним, Ирину особенно увлекает изысканный модерн начала ХХ века. В этом стиле сработана даже корона морской царевны: великолепная авангардная шляпка с громадным полем-«плавником» набрана из бусин, стекляруса, стразов и пайеток, нанизанных на каркас. Из тех же материалов — черно-серебряный готический «убор феи» в коллекции А. Загуменновой. Еще одну шляпку, из собрания С. Горобца, инспирировал, как оно в модерне и бывало, павлиний хвост...
Идея этой выставки принадлежит коллеге Ирины, художнику по росписи костюмов Одесской оперы Татьяне Ивановой. Арт-проект превратился в настоящую акцию солидарности. На него с энтузиазмом откликнулись многие нынешние и бывшие сотрудники оперного театра: помогли и деньгами, и трудом. Например, очень живое участие приняла в проекте мастер костюма Ирина Франчук, помогли заслуженный артист Украины Андрей Мусорин, художник Игорь Гусев. Экспозицию работники театра готовили вскладчину: ведь оформление выставки — дело трудоемкое и очень не дешевое. Проект финансово поддержали губернатор Эдуард Матвийчук и управление культуры и туризма Одесской облгосадминистрации, к которым обратилась за помощью генеральный директор Одесского национального академического театра оперы и балета Надежда Бабич.
«Сотрудники Комбината оперного театра — это дружная семья талантливых, но скромных людей, — сказала на вернисаже Надежда Матвеевна. — Их творческие амбиции движимы только любовью к искусству. Таланты надо окружать любовью и заботой при жизни».
Организаторы выставки издали серию открыток с репродукциями картин Саши Бабанова. Издали по музейной науке: с указанием размера работы и материала исполнения. И с номерами телефонов. Ведь арт-проект имеет благотворительную цель...
Над омытым ливнями майским лугом — солнечный луч и сразу три радуги: вот первое впечатление от Сашиной живописи. В его работах гуашью — светоносность европейского витража и смальтовых мозаик Византии. Это, разумеется, не живопись профессионала, но Саше, напомним, всего 23 года. Он сохранил в себе светлый гений детства. Незапятнанная детская гармония души сказывается в его стихийном умении сгармонировать краски.
А также сказывается в его работах и то, что вырос он в культурной семье, имеющей отношение к искусству. Непонятная болезнь помешала мальчику научиться читать и писать, но общается-то он нормально. И, видимо, на генном уровне юный художник воспринял влияния мировых культур и стилей. В его композиции «Искушения» блистают лазурь и золото русской иконы, а тематика весьма сложна, она уходит корнями в мировые мифологические глубины, она «амбивалентна», то есть вмещает «два в одном». Изображено яйцо в кольце дракона. Яйцо на Руси — пасхальный символ, но истоки-то этого символа Жизни — в первобытном язычестве. Там, в истоках, — Мировое яйцо и древний Змий, и это уже — миф творения мира времен ранней античности, миф Древней Эллады...
А в других работах, нефигуративных, вдруг выказывают себя пластика и колористика индонезийского батика. А языки пламени, ворвавшиеся в абстрактные лабиринты «Животного мира» и «Прошлого», — это ведь не что иное, как тибетская, монгольская икона-мандала!
Ритм, архитектоника, математическая четкость композиционного мышления — это «Тайны фараонов». «Лед и пламень» разума и сердца — это «Лабиринт». Тайна — в «Зарождении души», затаенная печаль — в «Весне Победы». А вот замечательная композиция малого формата: какой торжественной и зловещей витальностью пленяет глаз орнаментальная абстракция «Росянка, пожирающая мух»!
...Финалом вернисажа, после концертных выступлений инструментального этно-дуэта «Зира» и солистки Одесской филармонии Елены Вишневской (партия фортепиано — Сияна Абуева), стал веселый аукцион. Его провел легенда одесского КВН Игорь Лосинский, который сначала прочел свои переводы с английского стихотворений Уильяма Блейка. Был разыгран четырехкилограммовый торт, украшенный рисовой (съедобной) бумагой с репродукцией композиции Саши Бабанова. Торт ушел на «ура» вскладчину между двумя победителями: посетительницей вернисажа Мариной и компанией АТВ, — и затем был по-братски разделен между всеми посетителями вернисажа и с энтузиазмом съеден.
Активистами организационной группы арт-проекта были: Лала Алескерова, Наталья Коваленко, Сергей Васильев, Светлана Ткаченко. Выставочное оборудование изготовили на общественных началах художники-декораторы Одесской оперы Олег Гуренко и Семен Молдавский.
Тина Арсеньева