|
В Одесском театре юного зрителя имени Н. Островского 24 марта во второй раз состоялась встреча руководства и представителей коллектива с московским гостем, художественным руководителем театра «Школа современной пьесы», народным артистом России, режиссером Иосифом Райхельгаузом. Напомним, что предыдущая встреча состоялась в прошлом году, 6 октября, о чем наша газета проинформировала читателей в номере за 9 октября.
Москвич-одессит И. Л. Райхельгауз опять горячо задекларировал трепетное отношение к Одесскому ТЮЗу, на подмостках которого он начинал свою театральную карьеру. И сообщил, что приехал всего на два дня, по случаю торжественной закладки памятника И. Бабелю 24 марта и переговоров об издании в Одессе своей книги. После чего ему, вместе со «Школой современной пьесы», на театральную олимпиаду в Сочи, а затем на Кубу. В течение двух дней, по словам Иосифа Леонидовича, помимо городских мероприятий, у него произойдет встреча с «отцами города» на тему капитального ремонта здания ТЮЗа. Правда, кто эти «отцы», Иосиф Леонидович уточнить не смог, — явно, по обыкновению всех погруженных в творчество людей, путая горисполком с облгосадминистрацией и облсоветом и не будучи в состоянии запоминать фамилии чиновников...
Монолог режиссера, которому кто-то в Одессе надумал вручить судьбу нашего ТЮЗа, повторил его же выступление 6 октября почти дословно, вплоть до заверения в том, что 84-летнему Питеру Бруку не терпится доехать до Одессы, дабы ставить на подмостках здешнего ТЮЗа нечто экстраординарное, явившись изумленному народу прямо в инвалидном кресле. Дело за малым: осуществить капитальный ремонт ТЮЗа, оборудовав по последнему слову театральной техники большой зал примерно на 600 мест, малый зал и экспериментальную сцену. Создать на базе ТЮЗа театрально-культурный комплекс «Одесский театр». Открыть в Одессе специальное театральное учебное заведение для подготовки творческих кадров, вплоть до филиала РАТИ (ГИТИСа). Причем он, профессор РАТИ И. Л. Райхельгауз, ради этого одесского филиала готов оставить преподавание в московской РАТИ. Издавать в Одессе театральный журнал. Возобновить деятельность Дома актера.
Если «техусловия» реализует местная администрация, Иосиф Райхельгауз готов взять на себя, из Москвы, художественное руководство новосозданным «Одесским театром» и «подтащить сюда всех тех, кто здесь должен быть», то есть — бывших одесситов, чья творческая самореализация успешно состоялась вне Одессы.
Назавтра Иосиф Леонидович ожидал приезда в Одессу своего друга, архитектора, которому готов доверить генеральную реконструкцию ТЮЗа, — тоже бывшего одессита Маноло Нуньеса, лауреата Золотой медали Пражской квадриеннале за проект театра в Барселоне. Проектную группу будет формировать Иосиф Райхельгауз.
«Путей два. Либо: «не надо, до свидания», — либо: «вы начальники, а мы здесь живем», — подытожил московский гость. Не посоветовав, правда, каким образом коллектив ТЮЗа сможет наконец-то довести до сведения «начальников» второй из указанных путей...
«У меня всегда все получается. Главное — хотеть и делать», — обнадежил коллектив ТЮЗа московский мэтр.
«Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе, — прокомментировала озвученные мэтром грандиозные проекты заведующая постановочной частью театра, член профкома Ольга Смагина. — Видите ли, мы уже пережили столько ремонтов, столько трат бюджетных денег, которые на поверку ушли в песок или неизвестно куда, что слабо верим в возможность осуществления ваших планов. И примите к сведению, что вы — в Москве, которая в России по сей день — «центр Вселенной». А мы — в государстве Украина. С его законами и его специфическими особенностями».
«Мы очень сомневаемся в искренности и серьезности намерений «отцов Одессы» всех рангов и уровней подчиненности, — высказала точку зрения коллектива председатель театрального профкома, заслуженная артистка Украины Валентина Губская. — Нынешний губернатор до сих пор не нашел времени встретиться с нашим коллективом. Не встречался с нами и предыдущий губернатор. Они не видели, в каком состоянии здание ТЮЗа, не были здесь ни разу».
«В случае осуществления ремонтных работ мы, работники театра, требуем предоставления нам права надзора за их ходом, — сказал главный художник ТЮЗа, заслуженный художник Украины Николай Вылкун. — Мы хотим знать каждый шаг. Хотим отчетов, на что потрачены деньги. Разговоры о ремонте длятся уже 12 лет. А если ремонтируют, то, на наш взгляд, делают это просто непрофессионально. Почему, когда углублялись в фундамент, не обратили внимания, что театр стоит, фактически, на жидкой глине?! Здесь плывущие грунты, здесь необходимы строгие исследования».
...Областной совет выделил в этом году средства на разработку проектно-сметной документации капитального ремонта здания ТЮЗа. Сделано это в рамках общей программы материальной поддержки одесских театров и в размерах, обусловленных наличием денег в областном бюджете. При всем уважении к Иосифу Леонидовичу Райхельгаузу, данное обстоятельство никак не связано с его согласием направлять, в перспективе, творческую стратегию Одесского ТЮЗа. Так что, например, для меня все еще не вполне ясной остается драматургическая функция Райхельгауза в ремонтной эпопее ТЮЗа: будить совесть одесских властей своим московским авторитетом, что ли?.. Быть, так сказать, колоколом?
Недоумения у некоторых тюзовских книгочеев-вольнодумцев вызвало и озвученное руководителем «Школы современной пьесы» намерение свести репертуар будущего «Одесского театра» ко всему одесскому. Не только режиссеры-постановщики, сценографы и т.п. — нынешние и бывшие одесситы, но и постановки исключительно на базе «одесской литературы». Вот сам Иосиф Леонидович мечтает поставить «Марию» И. Бабеля и «Думу про Опанаса» Э. Багрицкого. А если, к примеру, Пушкин, — то к постановке принимается лишь все, имеющее отношение к «одесскому периоду». Вот это да, сказала поэт и актриса Юлия Петрусевичюте, а «Борис Годунов», значит, уже и не нужен нашим детям? К тому же книгоглотатели из ТЮЗа позволили себе еще и усомниться в принадлежности «Думы про Опанаса» к литературным шедеврам. Да и сколько, прикинули они, той «золотой одесской литературы», чтоб была еще и вполне сценичной, — на один сезон хватит ли?..
В общем, пока что — вопросы, вопросы, вопросы. Поживем — увидим. На разработку проектно-сметной документации, на согласование рабочих моментов, считает Иосиф Райхельгауз, уйдет полгода. Ну, еще с полгода поглядим, как пойдут дела с ремонтом. А там уж московский режиссер определится: быть или не быть его проекту...
Тина Арсеньева