|
Международный женский день продолжается в выставочных залах: художники задарили Одессу вернисажами.
Цветочное буйство царит на двух выставках акварелистов, членов НСХУ, супругов Галины и Анатолия Кравченко: в Музее имени Н. К. Рериха на улице Большой Арнаутской и в Музее западного и восточного искусства. Галина представила себя в Музее Рериха не только как виртуоз акварели, но и как график, работающий мягкими материалами — сангиной и углем; Анатолий, кроме акварелей, показал изящные зарисовки старинных городов и храмов, сделанные мягким карандашом. Расширен и жанровый диапазон творчества супругов, из которых Галина известна более как мастер натюрморта, Анатолий — как пейзажист: на обеих выставках есть портрет. Показаны (в Музее Рериха) и эксперименты в оформлении книги, исполненные «в четыре руки». Вместе с родителями выставила свои работы дочь, член молодежного объединения ОО НСХУ Ольга Чернышова: акварельные миниатюры театрального характера, этюды, портретные зарисовки.
Галина и Анатолий — оба, каждый на свой манер, лирики. У Галины буйный темперамент живописца, раскованная манера письма, интенсивная колористическая гамма. Анатолий — более академичен, сдержан, его акварели отличает филигранная отделка. Различный подход у супругов к жанру портрета: Галина моделирует изображение подробно и предметно, фиксируясь на сиюминутном состоянии модели («Толик», «Таня Буяджи», «Портрет Димы» и др.), а в портретах маслом (в ОМЗВИ) прибегает к подчеркиванию декоративного момента, к манере, перекликающейся с «клеенками» и росписью сельских хат; Анатолий стремится проникнуть в глубинную суть, раскрыть личностную подноготную приемами гротеска, легкого шаржирования («Портрет В. Закипного», «Мужской портрет», все — в Музее Рериха).
У Галины — акварели в технике «по сырому», с глубокими тональными контрастами, в работах чувствуется обволакивающий, вибрирующий воздух, в них выражены радость жизни, восторг перед щедростью природы. Излюбленный мотив — цветы и раковины. Анатолий — скрупулезен, утончен, и городская среда с ее тщательно проработанными акварелистом фактурами предстает как пленительная легенда: деревянные церкви Закарпатья, заостренные кровли Германии, золотые купола Киевщины, минареты Стамбула.
«ПОРТРЕТЫ И ОБРАЗЫ РАЗНЫХ ЛЕТ» предложил нашему вниманию в ОМЗВИ народный художник Украины Юрий Гальперин. Здесь много давних работ, подробному анализу которых наша газета уделила в свое время пристальное внимание, — например, богатый цикл акварелей на еврейские темы, о котором повторю и сегодня: как хочется надеяться, что эти акварели дождутся применения по своему прямому назначению, причем при жизни автора. Ибо это — чистейшая книжная графика и жанр театрального плаката, и этими композициями можно смело иллюстрировать произведения классиков еврейской литературы.
В целом выставка производит неоднозначное впечатление. Почему? Оттого, что автор отдал дань модному гламуру в жанре портрета. Льстить модели и делать нам красиво — это ведь не самая высокая задача искусства, но именно такими получились портреты журналиста Марины Жуковской с розой, актрисы Ольги Оганезовой, актерской четы Владимира и Виктории Фроловых, Елены Михайлюк. И даже портреты жены художника, известного шоумена Анны Чернобродской, довольно поверхностны, без намека на раскрытие внутреннего мира модели.
Гораздо выразительнее акварельный, в технике многократных смывок, тщательно отмоделированный портрет молодого Семена Крупника. Видимо, был создан в те времена, когда «гламур» еще не воцарился. И очень живым, одухотворенным получился мастерски написанный в академической манере акварельный портрет Зорины Кункиной.
Экспрессивна, исполнена драматической динамики, наполнена вольным воздухом и безотчетной тревогой акварель «Анна Каренина». Тревожная женственность опоэтизированного художником образа толстовской героини передана точно угаданными линейными ритмами и символикой цвета. Полетный женский силуэт предстает в прохладном свечении лазурно-бирюзовых тонов, словно овеянный италийским бризом, и в эти тона вползает пятно багрового отблеска: как раз «куда надо» ниже пояса фигуры. Этот цветовой расклад не прочитывается прямолинейной банальностью, а ненавязчиво, исподволь входит в подсознание зрителя, вселяя страх.
И опять мы имеем возможность встретиться с маленьким шедевром Юрия Гальперина — с дивным по пластике ню, выполненным на фанере. Последняя, с ее прихотливыми фактурами, превращена в золотистую кожу обнаженного женского тела.
Творчество — дело семейное, не раз приходится отмечать, живя в Одессе, и дочь известных живописцев Ольги Котляровой-Прокопенко и Николая Прокопенко это подтверждает. Она, 35-летняя Татьяна Бродецкая, сама мать троих детей, училась живописи у родителей. Ее персональная экспозиция открыта в читальном зале Одесской национальной научной библиотеки им. М. Горького. В своих пейзажах маслом Татьяна следует традиции южно-русской школы.
В картинах Татьяны Бродецкой импонируют колористические находки — особенно то, как удачно решает она задачу преобразования зеленого цвета. Ведь пейзажи Одесщины, как и вообще большинства территорий Украины, далеко не всегда привлекательны для живописца по причине засилья в них открытого, агрессивного зеленого цвета, исключающего возможность создания богато нюансированной колористической гаммы. И вот как выходит из положения Бродецкая, например, в картине «Просторы Днепра»: она создает серебристую гамму, предпочтя голубому небу низкую слоистую облачность, из-за которой начинает маслянисто поблескивать потемневшая поверхность воды. И буйную зелень речных берегов художница намеренно охлаждает сизой дымкой, гармонируя ее с оттенками охры.
Та же мягкость нюансировки, те же гармонии — в картинах «Сухой лиман», «Весенний пейзаж», «Весенний мотив». Если бы вы одновременно с Татьяной прошлись по тем местам, то, уверяю вас, ничего примечательного не увидели бы: сплошной разлив зеленки — камыши, трава, кусты. А Татьяна, как и подобает художнику, вытаскивает на свет Божий скрытую красоту из неисповедимых глубин. Она поэтому и любит облачное, взбаламученное небо: оно создает причудливую игру рассеянного света, погружая округу в жемчужное сияние и обогащая ее неожиданными цветовыми оттенками. Бродецкая избегает солнечных контрастов, слепящего света, выбеливающего пейзаж. Таковы ее романтические марины «Бухта желаний» и «Одесские берега». А в «Осени», когда сама тема соблазняет на позолоту и багрянец, лес пригашен до холодновато-лимонных и оливковых тонов: это — кроткое состояние предвечерья. Вся природа в картинах Татьяны Бродецкой смягчена, тиха и унежена светлой печалью.
Иное дело — звонкие, напряженные краски у известного мастера пастели Галины Мещеряковой, чья выставка открылась 7 марта в Художественном музее (ул. Софиевская, 5а). У Галины мощный темперамент художника барокко, манера — импрессионистическая, даже в портретах: к подробной моделировке художница не прибегает, предпочитая передачу состояния модели средствами цветовой гаммы, причем модель никогда не самодостаточна, она — невычленимая органическая часть природы, пейзажа. В большой экспозиции Мещеряковой представлены пейзаж, натюрморт, портрет.
Однако же проявлено и нечто новое: сгущен и завышен глубокий сумрачный цвет в портретных этюдах, сделанных с покойного мужа Галины, художника Олега Зайцева. В последнее время Галина Мещерякова отдает предпочтение горячим оттенкам цвета, с преобладанием багровых тонов. В ее работах чувствуется, что называется, «сгущение красок», это уже момент экспрессионистический, когда цвет выражает не столько впечатление от натуры, сколько психологическое состояние художника.
Она представила и образцы карандашной графики — выразительные наброски и зарисовки. И эксперименты с коллажем: триптих «Мотив», «Молитва», «Ангел», в котором поверхность голой фанеры удачно выполняет функцию золотого фона иконы. Изображения — почти нефигуративные, изысканны по пластике и рассчитаны на ассоциативное воображение зрителя.
Это уже четырнадцатая персональная выставка Галины Мещеряковой с 2000 года. Художница неизменно радует нас красивыми работами, демонстрирующими практически неограниченные возможности капризной техники мягких мелков — пастели. И, как видим, поиск новых выразительных средств и материалов продолжается.
Тина Арсеньева