|
В Музее современного искусства Одессы (Сабанский переулок, 4а) открылась персональная выставка скульптора Александра Подмаско. Вообще-то антиквариатом можно объявить для успокоения души любую милую сердцу рухлядь, которая сделана минимум полвека назад. Но устроители выставки с гордым названием «Будущий антиквариат» имели в виду совсем иное. Обаяние старины плюс высокий уровень исполнения, здоровую приверженность традициям.
Произведения Александра Подмаско очень уместно смотрелись бы на фоне старинной мебели темного дерева, с благородной резьбой. Отражаясь в зеркалах, они умножают свою основательную, статусную, несуетливую красоту.
Наверняка через 50 лет какой-нибудь импозантный собиратель антикварных вещиц будет гордиться набором шахмат «Полтавская битва», водочным набором «Запорожская Сечь», кубками «Нептун» и «Русалка», лампой «Волна» или какой-нибудь из множества статуэток. Кроме собственно произведений, автор представил фотографии работ, с которыми уже успел расстаться.
— Фаберже создавал антиквариат ушедшей эпохи, — говорит директор МСИО Семен Кантор. — Это — антиквариат будущего. Автор — очень редкий для сегодняшнего времени реалист. Мы живем в век авангарда. Каждый художник хочет высказать мысль, воплотить концепцию, а Александр Подмаско наблюдает за людьми. Его работы — это образы, делает каждое произведение он очень подробно. В живописи такое явление назвали бы гиперреализмом, и данный подход очень уместен для подобных изделий.
Семен Борисович напомнил, что славу популярным с давних времен торговым маркам приносили мастера, одаренные скульпторы и ювелиры. Порой их имена растворялись в названии торговой марки, в других случаях становились известными. Например, Евгений Лансере, впрочем, он занимался далеко не только росписью фарфора и гравировкой на стекле, а работал и в станковой живописи, и в графике, создавал театральные декорации, монументальные росписи, иллюстрировал книги. Александр Подмаско, помимо скульптуры, «немного занимается» и живописью.
— Но в первую очередь считаю себя скульптором, — уточняет Александр. — С деревом работать особенно трудно, ошибся — и все. Исправить нельзя будет уже ничего. Бронза — другое дело. Многого можно достичь в процессе отделки. Иногда приходится долго работать над образом, а композиция в целом, бывает, выстраивается мгновенно. Так было, например, с «Рождественским кубком», где я использовал и раковину-наутилус (такие раковины применяют с XVII века), и бронзу (обычную, позолоченную и посеребренную), и камень...
«Рождественский кубок» получился, что называется, богатым. Однако с точки зрения строгого вкуса многие зрители выделили другое изделие с наутилусом — лампу «Волна». Тут соблюден ритм линий, ничего лишнего, никакого чрезмерного блеска.
Уже почти десять лет, рассказывает Семен Кантор,в лучших интерьерных и подарочных салонах Одессы и других крупных городов Украины, рядом с изделиями мировых брендов, продаются кубки и письменные приборы, скульптуры и водочные сервизы, модели для которых создает Александр Подмаско. Шахматы и панно, медали и фамильные гербы — перечень эксклюзивных подарков «от Подмаско» бесконечен. Причем все это является подарками для тех, у кого все есть. И у мастера хватает воображения, чтобы избегать копирования старинных предметов дворцового интерьера ХVIII — XIX веков, чем грешат многие современники. Рынок подтвердил ценность этих авторских разработок: одна украинская фирма, производящая малую пластику из серебра, повторила несколько работ Александра Подмаско для своих серийных моделей.
Бронзовая пластика Александра поражает выразительностью поз и лиц персонажей: милых музыкантов-клезмеров («Скрипач»), ремесленников («Старый портной»), античных типажей («Спартанец»). Коллекция «Соседи по планете» включает такие забавные работы, как «Мыслитель» (деловитый примат, но лицо очень осмысленное!), «Акула империализма» (карикатурный буржуа, типичный «владелец заводов, газет, пароходов»). А вот и старинные часы, впрочем, нет... Фигурка «Гренадер» с вделанными в нее механическими часами настолько изящна, что если не знать наверняка о принципиальном отказе скульптора Подмаско от какого бы то ни было копирования, легко принять за старинную!
Деревянные скульптуры Александра («Лучник», «Кричащий», «Козак с трубкой») преимущественно представляют типажи из отечественной истории. Дерево — оно родное, теплое, наше...
Мария Гудыма