|
Премьера оперы Джакомо Пуччини «Турандот» в постановке Станислава Гаудасинского ожидается 26 февраля. На пресс-конференции постановочной команды, состоявшейся в медиа-центре ИА «Репортер», журналистам рассказали о готовящемся событии.
Напомним, что весной прошлого года Одесский национальный театр оперы и балета сотрясал очередной скандал. И в тот раз он был связан с постановкой «Турандот», осуществленной немецким режиссером Кристианом фон Гётцем. Вопиющий факт, когда режиссера отказались пускать в здание театра, войдет в мировую историю. После скандала с «Турандот» из театра пришлось уволиться тогдашнему директору Анатолию Дуде, а продюсеру спектакля Алексею Ботвинову — оставить мечты о должности художественного руководителя Одесской оперы. К счастью, благодаря вмешательству министерства культуры, которому напрямую подчиняется театр, находящийся в ранге национального, премьера и еще несколько представлений состоялись. Спектакль оказался весьма интересным, ярким, достойным, и отсюда закономерное волнение публики: зачем делать новую постановку и означает ли это уничтожение «старой», прошлогодней?
Пресс-служба театра распространила текст, который мы приводим с некоторыми сокращениями.
«Все началось с одного японца, крупного музыкального импресарио по имени Ямамото, недавно посетившего Одессу. Рассматривалась возможность гастролей Одесской оперы в Японии. Господин Ямамото пришел в восторг от музыкальной постановки оперы «Турандот», осуществленной главным дирижером театра Александром Самоилэ, и от высокого уровня исполнения певцами и оркестрантами сложнейшей музыки Пуччини.
Что касается сценического решения спектакля, то здесь японца не все устроило. Дав в целом одобрительную оценку, он сказал, что для Европы, возможно, это приемлемый вариант, но в Японии такой спектакль не поймут. А из-за некоторых особенностей цветовых решений могут возникнуть даже неприятности, вплоть до того, что японская публика начнет покидать зал. Все дело в том, что спектакль «Турандот» хоть и фантазийно-эклектичный, но построен отчасти и на японских мотивах. А ко всему, что касается своей культуры, японцы чрезвычайно чувствительны...
В связи с этим японским импресарио были высказаны пожелания о том, какую постановку он хотел бы видеть на гастролях. Попросил применить иные цветовые решения, а также исключить многие элементы сценографии и образные решения.
Таким образом, выходило, что надо ставить специально для Японии совершенно другую сценическую трактовку оперы «Турандот». И было принято решение — ставить. Япония того поистине стоит.
На новую постановку пригласили Станислава Гаудасинского, одного из известнейших и крупнейших российских режиссеров музыкального театра. Станислав Леонович — народный артист России, президент, профессор, зав. кафедрой Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова, лауреат Государственной премии России, премии правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры, премии «Золотой софит» за лучшую режиссуру музыкального спектакля. Гаудасинский поставил более тридцати спектаклей, многие из которых были удостоены наград...
...В соответствии с пожеланиями японской стороны были также разработаны эскизы декораций и костюмов новой постановки «Турандот»...
Меценатом и международным партнером японских гастролей стала компания «Пласке», которая взяла на себя расходы по созданию новой постановки.
И до японских гастролей, и после них вторая «Турандот» будет стоять в текущем репертуаре Одесского театра оперы и балета, будет идти на одесской сцене», — сказано в заявлении пресс-службы театра.
Возник вопрос: если две версии будут присутствовать в репертуаре, то в каком режиме?
— Я считаю, перед гастролями в Японии надо «катать» одну версию, — говорит Станислав Гаудасинский. — А после поездки обе «Турандот» вступят в соревновательную позицию.
Звучит неплохо, если не учесть, что до японских гастролей остался, на минуточку, почти целый год, ведь они запланированы на январь 2012-го. За год без репетиций спектакль фон Гётца если не угаснет окончательно, то в любом случае резко сдаст свою «соревновательную позицию». Как выяснилось, новый генеральный директор театра Надежда Бабич это понимает.
— Нет, посмотрим премьеру, а потом на режиссерской коллегии обсудим, в каком режиме давать обе версии, — произнесла Надежда Матвеевна. — И расскажем журналистам о своем решении. А до премьеры, конечно же, идут репетиции только новой версии. Станислав Леонович проводит по две репетиции в день.
Помнится, немало копий было сломано вокруг того, кому петь на премьере партию Турандот, — Татьяне Анисимовой или Ольге Сподаревой. Сейчас с Гаудасинским репетирует Анисимова, в то время как именно Сподарева прошла большинство репетиций с фон Гётцем. Так почему бы не отдать каждой примадонне по «своей» версии? У публики появится повод лишний раз пойти в театр, сравнить. Само по себе это очень даже неплохо.
Есть и удручающий нюанс. Спектакли потребуют от одних и тех же артистов (Анисимова и Сподарева тут не в счет) умения держать в голове два варианта мизансцен и существовать в различных театральных эстетиках. Путаница неизбежна?
— Эстетика восприятия японской аудиторией категорически отличается от эстетики европейской... Между моим спектаклем и спектаклем немецкого режиссера не будет ничего общего, и у театра возникнут большие проблемы, когда он будет пытаться сохранить два спектакля, мне жаль актеров. У них сознание будет раздваиваться, впрочем, оно у них всегда раздвоенное, — настаивает на своем Гаудасинский.
— Да, возникнут определенные сложности, но мы этим покажем высокий уровень подготовки этих артистов, — возражает Надежда Бабич.
Станислав Леонович похвалил одесских оперных артистов, говорит, что получил большое удовольствие, например, от работы с исполнителями ролей министров Пинга, Понга и Панга.
— Редко в каком театре найдешь такие таланты! — восклицает режиссер. — Я по-настоящему вырос в Одессе как режиссер, Одесский театр дал мне так много, что это трудно переоценить. Взялся за вторую версию «Турандот», потому что уважаю Ямамото и хочу помочь театру выйти на международную дорогу. Работал над спектаклем с ноября прошлого года с особым ощущением, ведь это первая «Турандот» в моей жизни!
Надежда Бабич обещает полное обновление репертуара не раньше, чем через три-пять лет. А пока ожидаем встречи с новой версией «Турандот». Предполагается, что после этой постановки Станислав Гаудасинский займется оперой Мусоргского «Князь Игорь», кроме того, в репертуаре появятся опера-балет «Вий», балет «Сказки Венского леса». Еще один способ: обновление декораций идущих спектаклей. Директор обсуждает с главным художником театра Натальей Бевзенко-Зинкиной новый вариант декораций для оперы «Запорожец за Дунаем». В чем все без исключения руководители Одесской оперы последних лет полностью согласны, так это в том, что перемены неизбежны. Но важно еще: в каком направлении?
София Левкович. Фото Олега Владимирского