|
В своеобразной музыкальной трактовке прозвучали вечером 8 января произведения духовной музыки в зале Евангельской реформатской пресвитерианской церкви: гармонический дуэт составили лауреаты международных конкурсов органист Станислав Калинин (г. Харьков) и саксофонистка Анна Степанова (г. Одесса).
С недавнего времени в музыкальном кругу Одессы практикуются подобные эксперименты: нюансирование и обогащение тембральной палитры органа звучанием духового инструмента. О таком исполнительском случае писала наша газета 29 июня прошлого года: тогда в дуэте с органисткой Вероникой Струк выступил Руслан Васильченко, играющий на фаготе.
Нынешняя программа в тандеме С.Калинин — А.Степанова была строгой, фундаментальной, тщательно продуманной и успешно апробированной, незадолго перед одесским концертом, в Харькове. Эта программа является весьма сложной, она охватывает разные эпохи и представляет многоразличные стили и направления, при этом оставаясь стилистически цельной и драматургически стройной.
Полистилистической репрезентацией одного музыкального инструмента Анна Степанова открыла и заняла в музыкальной жизни Одессы доселе не заполненную нишу. Мастерство молодой саксофонистки окрепло за последнее время настолько, что в исполнительской среде эту сильную и цельную личность, как говорится, уже конем не объедешь: Одессу смело можно поздравить с еще одним просиявшим дарованием. Гость-гастролер Станислав Калинин продемонстрировал рафинированную исполнительскую интеллигентность. Этот музыкант тоже молод. Он окончил Харьковский университет искусств имени И. Котляревского как музыковед и затем Национальную музыкальную академию Украины имени П. Чайковского как органист, у заслуженной артистки Украины, профессора Г. В. Булыбенко. После была учеба в магистратуре Санкт-Петербургского государственного университета по специальности «орган и клавесин». С. Калинин — лауреат первой премии международного конкурса имени С. Прокофьева в 2000 году.
Еще одно открытие этого вечера — педагог-музыковед ОГМА им. А. Неждановой Елена Воронкевич в качестве конферансье. Она сумела подать комментарии сжато и емко, точечно беря наиболее яркие факты профессиональной биографии авторов исполняемых опусов и увязывая эти факты с индивидуальной творческой манерой и господствующими стилевыми течениями определенной эпохи.
Впечатляюще обогатил саксофон ностальгически-экстатические гармонии музыкального барокко: будь это молитвенный экстаз либо тишайшая «умная молитва» в музыкальной интерпретации титанов эпохи, И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, — или вплетенная в барочные завитки простодушная пастушеская песенка «Ноэль» Луи Клода Дакена, органиста Нотр Дам де Пари и самого Короля-Солнце. Интересно представил наш дуэт поиски композиторов ХХ века: «Ария» Э. Боццы (1905—1991) написана абсолютнейше в духе барочной музыки XVII-XVIII веков, — так сказать, назад, к истокам.
В этом «назад», право же, есть некая тенденция: религиозная музыка берет реванш, за ней, уверены многие искусствоведы, большое будущее. Мы уже писали в прошлом году, как органист Вероника Струк открыла нам творчество Макса Дришнера, последователя старинного барокко «триста лет спустя». А 26 декабря, в дни грегорианского Рождества, в кафедральном костеле Успения Богородицы была с огромным успехом исполнена Месса, написанная одесским композитором Аленой Томленовой: исполняли хор Баварского дома под руководством профессора Натальи Кен и ансамбль «Гармонии мира» под руководством Сергея Шольца.
...Анна Степанова и Станислав Калинин тонко прочувствовали вышеозначенную тенденцию и сопутствующие ей ожидания публики. И оказались «в теме» и достойными темы. От Л. К. Дакена до П. Чайковского, А. Пьяццоллы и Э. Л. Уэббера — таков был спектр концертной музыкальной палитры, и музыка эта помогала людям обратить взор к вышнему. Очень интересной оказалась исполненная в концерте «Растрелли-токката» современного итальянского композитора Роберто Марино — пьеса для органа и саксофона, посвященная автором Анне Степановой и приуроченная к освящению Смольного собора в Санкт-Петербурге. В музыкальной пьесе Р. Марино старинные барочные созвучия плавно вливаются в тревожные дисгармонии двадцать первого столетия, это парадоксальное произведение, в котором композитору удалось сгармонизировать антагонистические стилевые признаки. Сдержанное внешне, оно клокочет огнем внутри, и Анна Степанова хорошо донесла до нас «вулканическую» природу пьесы.
Интерес одесской публики к подобным музыкальным программам растет год от года, теперь уже слово «духовность» по отношению к музыке можно употребить не всуе, и пожелаем творческих удач всем нашим музыкантам, подвизающимся в этом нелегком жанре.
Тина Арсеньева