|
Крикун Алла Михайловна родилась 19 апреля 1948 г. в с. Ставковое Березовского р-на Одесской обл. 1968—1972 гг. — Одесское художественное училище им. М. Б. Грекова. Работа в одесских театрах (ТЮЗ — декоратор, Украинский драматический театр — декоратор, Одесский кукольный театр — зав. постановочной частью). Участие в выставках: Украина, Франция, Аргентина; 17 персональных выставок.
Работы в музеях: Художественный музей (Одесса), Литературный музей Одесса), музей им. Блещунова (Одесса), Центр им. Ж. Помпиду (Париж).Работы находятся в галереях и частных собраниях в Украине, США, Израиле, Австралии, Франции, Италии.
Живет и работает в Одессе.
Эти картины замечательной одесской художницы Аллы Крикун и вправду солнечные и радостные — сквозь все печали и невезения. И уютное помещение Всемирного клуба одесситов, где они висят (выставка называется «Земля предков»), заполнилось флюидами тепла и добра. А еще на презентации мне почему-то часто вспоминались строчки Владислава Ходасевича, одного из лучших поэтов Серебряного века: «Сверкает золотом в его руке зерно, / но в землю черную оно упасть должно...». Именно эта строчка подходила, как мне кажется, к каждой работе Аллы Крикун. К ее деревьям, цветам, полям, петухам, птицам. И мир этих картин был напоен музыкой — сонатой счастья, где ноты перемешаны с солнечными лучами.
Картины у Аллы Крикун последних лет стали более яркими, словно художница творит свой красочный мир наперекор миру реальному, часто грубому и непредсказуемому, отнюдь не созданному для ликования. Опять-таки вспоминается В. Ходасевич:
Лети, кораблик мой, лети,
Кренясь и не ища спасенья.
Его и нет на том пути,
Куда уносит вдохновенье...
Господи, для счастья и добра жизнь должна двигаться вперед. Не об этом ли шумят деревья на полотнах Аллы Крикун. Те деревья, у которых, как писал Иван Бунин, «кора груба, морщиниста, красна, / но так тепла, так солнцем вся прогрета!» Ветви деревьев тянутся к солнцу, а оно с небесной высоты улыбается им. И рвутся в небо ее птицы, потому что им небо дает восхитительное чувство свободы.
На самом деле не так часто на выставках одесских художников мне вспоминаются стихи самых талантливых русских поэтов. Сначала должна возникнуть музыка, соединяющая одну картину с другой, словно ноты в нотной строчке. Именно такая связь есть между полотнами Аллы Крикун.
На одном из полотен изображена молодая женщина с ребенком. А мне кажется, что над ними диск солнца, лучи которого весело пляшут в их глазах. И этот ребенок — дитя добра и света. Не их ли двоих я видел в кадре фильма Александра Довженко?
В землю предков бросила Алла Крикун золотые зерна своего таланта, и они взошли ростками-этюдами, чтобы потом стать картинами, пронизанными солнечными лучами.
Когда я покидал выставку, крикуновский петух пропел мне: «Ку-ка-ре-ку! Да здравствует жизнь!».
Игорь Потоцкий