|
В Одесской областной филармонии 10 декабря 2010 года состоялся концерт Национального одесского филармонического оркестра под управлением народного артиста Украины, дирижера Алексея Гуляницкого (Ялта, АР Крым).
В программе концерта прозвучали произведения Бетховена (3-й концерт для фортепиано с оркестром, 1803) и Шостаковича (1-я симфония, дипломная, 1925). За более чем шестидесятилетний период музыкальной деятельности дирижер дал свыше 2500 концертов, выступил с 53 симфоническими коллективами бывшего СССР и 14 зарубежными. Сорок лет (до его недавней реорганизации), Алексей Феодосьевич возглавлял симфонический оркестр Крымской государственной филармонии.
Этим летом во время крымских гастролей оркестра под руководством Хобарта Эрла возникла идея ответных гастролей А. Гуляницкого в Одессе. Накануне концерта семидесятисемилетний маэстро провел пресс-конференцию для журналистов. Он, в частности, выразил благодарность администрации филармонии и в особенности руководству прославленного оркестра за возможность выступить в нашем городе. Ведь с момента его последнего выступления в Одессе прошло ровно двадцать лет. А первое имело место в далеком 1971 году. Тогда программа концерта состояла целиком из произведений Людвига ван Бетховена.
Бетховен и Шостакович — композиторы, чьи произведения чаще других встречаются в репертуаре Гуляницкого. Он также активно популяризирует произведения украинских (Л. Ревуцкий, Е. Станкович, Н. Скорик), крымско-татарских и крымских (А. Караманов ) композиторов. Отдавая должное западноевропейской музыке, нужно признать, что воспитан Гуляницкий, прежде всего, на традициях славянской музыкальной культуры. Так, во время гастролей в Праге под его руководством была исполнена симфония Л. Яначека «Тарас Бульба». Тогда украинский дирижер наполнил ее такой образностью, что, как писала местная пресса, это позволило самим чехам по-новому воспринять сочинение своего соотечественника. Это произведение волнительно для Гуляницкого еще по одной причине — в его жилах течет казацкая кровь нежинского полковника Григория Гуляницкого (XVII в.).
С особенным пиететом дирижер относится к исполнению сочинений Дмитрия Шостаковича, с которым был лично знаком. Эта памятная встреча состоялась в 1963 году во время московского семинара, который проводил французский дирижер украинского происхождения Игорь Маркевич (дворянин, родом с Черниговщины). Благородный сын своей страны согласился провести бесплатные пятимесячные курсы для наиболее одаренных молодых дирижеров советских республик. Причем от Украины было три (как от Москвы и Ленинграда) представителя. От остальных республик — по одному. Большое внимание уделялось не по-юношески зрелой 1-й симфонии Дмитрия Шостаковича. Прославленный композитор иногда появлялся на семинаре. Среди его участников был и сын композитора Максим, с которым Алексей подружился.
«Мало кому известно, — заметил Алексей Феодосьевич, — что это полное трагического звучания с оптимистическим финалом произведение выпускника консерватории было посвящено его товарищу, прекрасному композитору и музыканту Михаилу Квадри, ставшему жертвой сталинских репрессий». Забегая наперед, скажу, что после исполнения симфонии Шостаковича в Одессе дирижер продемонстрировал публике титул ее партитуры, ведь он обладает редкостным экземпляром ее первого выпуска (1927), с указанным посвящением Михаилу Квадри — издания позже уничтоженного. Это одно из тех произведений, которое открыло А. Ф. Гуляницкому большой путь в музыкальную жизнь как дирижеру. Ныне — двадцать шестое ее исполнение.
Журналистам за день до концерта была представлена чудесная возможность наблюдать работу дирижера с оркестром во время репетиции: как шлифуются отдельные фразы, достигается нужный темпоритм и выразительность звучания. Как дирижер Гуляницкий скупой на жесты и очень сдержанный на публике. По его собственному признанию, работать с одесским оркестром очень легко, это один из лучших оркестров в СНГ, под стать московским и киевским.
В первой части концертной программы ярким было выступление молодого одесского пианиста, лауреата международных конкурсов Егора Егорова. Он блестяще исполнил сольную партию в 3-м концерте Бетховена. Чувствовалось, что музыкант в своей стихии, настолько легким и упоительным было его исполнение (в особенности allegretto). Публика сполна вознаградила своего любимца — столько цветов от поклонников и особенно поклонниц можно получить разве что на бенефисе. «На бис» Егор проникновенно исполнил одну из популярных прелюдий Ф. Шопена (op. 28).
Отдельные слушатели после этого выступления, почему-то утратили интерес к концерту и покинули зал, а зря. 1-я симфония Шостаковича — это потрясающая, не уступающая по грандиозности бетховенскому сочинению музыка. Трудно представить, что написана она девятнадцатилетним юношей, «почти мальчиком» (как записала в своем дневнике после первого исполнения мать композитора). В этой симфонии, как и в бетховенских вещах, звучит тема рока, судьбы, противостояния жизненным невзгодам, в чем скорее усматривается прямая связь с творчеством близкого Шостаковичу Сергея Рахманинова. В музыкальной ткани симфонии «много металла», ее отличает богатство фактуры, в особенности за счет использования ударных инструментов — все эти шорохи, скрежет, «треск огня» и т.п. Лирическая взволнованность (соло на скрипке Евгения Кострицкого) сменяется драматическими, почти демонически-зловещими пассажами.
Особенно сильное впечатление оставляет четвертая, финальная часть произведения. Кажется, что мощные аккорды, следуя авторской логике и воле дирижера, готовы разрывать на части звуковое пространство зала. В конце запомнилась красивая и вместе с тем оправданная поза дирижера в полуразвороте со вскинутыми вверх руками — в этом было что-то незаконченное, вместе с тем торжественное и артистически выразительное.
В своем почтенном возрасте Алексей Гуляницкий продемонстрировал прекрасную профессиональную форму. Концерт под его управлением подтвердил известное правило, что в каждом исполнении должно быть уверенное начало, выразительная кульминация в середине сочинения и запоминающаяся, эффектная концовка.
Владимир Кудлач