|
В Одессе создали спектакль, первый и пока единственный в своем роде, — в формате документального театра. Нечто подобное мы уже видели у гастролеров, например, у Евгения Гришковца...
Все истории, рассказанные публике молодым гинекологом, реальны, взяты из жизни. Продюсерский центр «Verbatim» и лично продюсер Юлия Белоус обеспечили Одессе первый опыт создания спектакля в формате документального театра.
На моноспектакле Евгения Юхновца «Матки-души» зрители сидят, затаив дыхание, не смущаясь откровенной лексикой, которая порой звучит со сцены.
Афиша предупреждала зрителей, собравшихся в Еврейском культурном центре «Бейт Гранд»: спектакль для взрослых. Артист перед началом представления по секрету сказал, что формат «позволяет использовать ненормативную лексику, но не обязывает», и потому в спектакле звучит только несколько специфических словечек, оправданных взрывом эмоций, когда слов нет — одни выражения!
Вербатим (от латинского verbatim — дословное, изреченное), или документальный театр, — вид театрального представления, основанного на документальных материалах, реальных монологах или диалогах обычных людей. Это очень трудоемкий вид театральной работы — собрать материал и перепроизнести, разделение на драматурга и актера тут сохраняется, хотя они работают рука об руку (проще Гришковцу, пишущему и произносящему от первого лица, но это особый случай). Современная пьеса не идет ни в какое сравнение. И в Одессе до сих пор никто не отваживался заняться документальным театром, который уже имеет большой опыт в Америке, Европе, России. Евгений Юхновец, молодой и весьма успешный артист Одесского украинского музыкально-драматического театра имени Василько, дерзнул. Мало ему на родной сцене Хлестакова и Полония играть, потянуло в эксперименты. Ведь хочется профессионального роста, хочется пробовать что-то новое.
Молодой драматург Алена Луненок, харьковчанка, которая сейчас учится во ВГИКе, облекла все собранное и переосмысленное вместе с актером в конкретную профессию гинеколога. А уж Евгений постарался придать документальному спектаклю побольше театрализации, чтобы это не выглядело потоком сознания или того хуже — банальной читкой текста.
Герой спектакля утверждает, что «там» никогда не бывает все «по книжке», каждый случай из ряда вон, особенный, «сплошные переулки», от этого ответственность врача еще больше!
Мы видим в заваленном бумагами кабинете только молодого врача, но из его речи вырисовываются другие, невидимые нам персонажи: кокетливые медсестры Лида и Анжела; почтенный специалист Андрей Петрович; сериальный артист Вася Пупкин, ненавидящий случайный секс (да и перед беременной женой неудобно). Коллега, старинный дружище Игореха, с которым в Средней Азии насмотрелись ужасов в тамошних гаремах, где двенадцатилетние девочки уже умеют роды у мам принимать («с поворотом на ножку!»), а к четырнадцати годам и сами при родах умирают. Игореху-героя артист мастерит из поставленной на попа кушетки, к которой булавками прикалывает белый халат и шапочку — значение этого жеста поймем, когда выяснится, что коллега погиб от бомбы, брошенной в операционную отцом одной из больных мусульманских девочек.
Музыкальные продюсеры, приводящие к гинекологам своих девчонок-певичек на стерилизацию пачками. Мама, милая мама, блестящий гинеколог, всю жизнь искупавшая неприглядную тайну своего рождения и остро переживавшая необходимость делать аборты...
Доктор в своих монологах становится все более страстным, то и дело указывает ввысь: «У меня с «ним» знаешь какая связь? Все будет нормально! Матки — души!». Из частных подробностей возникает нечто вселенское, как и подобает лучшим образцам документального театра. Остается надеяться, что данное направление в Одессе приживется, а быть может, обретет свою, чисто одесскую специфику, и оживит театральную ситуацию в городе в целом.
Мария Гудыма. Фото Олега Владимирского