|
Беден? Уходи! Болен? Умирай! Такую безжалостную позицию зачастую занимает общество по отношению к самым слабым. Выгнать на улицу сироту, избить ребенка, отказать в помощи — на такое весьма неприятно смотреть со стороны, в данном случае — из театрального зала. Но, может быть, именно такое зрелище способно пробудить в ком-то дремлющую совесть?
Новый спектакль Одесской русской драмы по Жоржи Амаду «Капитаны песка» вызвал у первых зрителей разноречивые отклики. Кому-то по душе режиссерское решение, кому-то — наоборот; кто-то в восторге от искренней игры молодых артистов, кому-то ближе устоявшийся профессионализм их старших коллег. И всем одинаково не нравится сценография. А еще в чем разногласий нет, так это в том, что тема театром выбрана верно, интонация, с которой рассказана история, волнует публику. Все это далеко не только о далекой Бразилии, а и о нас с вами, о наших юных современниках...
«Живые глаза, быстрые движения, воровской жаргон, изможденные голодом лица — эти мальчишки бродят по улицам города, попрошайничая, иногда воруя. Более сорока лет назад я написал о них книгу. Те, кого я знал в то время, стали теперь взрослыми людьми: бродягами, фабричными рабочими, профессиональными ворами, но капитаны песка по-прежнему существуют, заполняют городские улицы, спят под открытым небом. И это не случайное событие, но непреходящее явление в жизни города, порожденное голодом и нищетой беднейших слоев населения», — читаем в книге Жоржи Амаду «Бухта Всех Святых», написанной в 1977 году. И далее: «Капитаны песка по-прежнему существуют. Одни вырастают, на их место приходят другие, их с каждым годом все больше и больше. Только уничтожив голод и нищету, можно изменить безрадостную жизнь этих детей, у которых никогда не было игрушек, школы, домашнего очага, материнской ласки, самого детства. Капитаны песка, изголодавшиеся, но непокоренные».
Роман Жоржи Амаду был написан в 1937 году, а фильм американского режиссера Холла Бартлетта «Генералы песчаных карьеров» был снят в 1971-м и пользовался успехом, в основном, в СССР. Есть в этом фильме удачные, захватывающие сцены, но много и вопросов возникает у современного зрителя. Например, уж больно упитанны, половозрелы, белокожи и белокуры эти бразильские беспризорники, роли которых исполняли в основном американские актеры, а в фильме возрастные компромиссы воспринимаются с трудом. Фильм — далеко не эталон.
В романе речь о детях, которым от 6 до 16 лет, на нашей сцене, конечно, взрослые, хотя и молодые артисты, но ведь театр предполагает всегда определенную меру условности. Одесская инсценировка Елены Савранской и Юрия Волчанского, которая создавалась на конкретных исполнителей, на театральную молодежь, безусловно, имеет право на жизнь. Конечно, можно удивляться, почему наша русская драма в который раз обходит вниманием современные российские пьесы, предпочитая обращаться к прозе, но это тема другого разговора.
«Капитанов песка» на сцену переносили не раз. Алтайский краевой театр драмы имени Шукшина поставил в 2003 году «спектакль-истерику» (так обозначен жанр представления в программке) «Генералы песчаных карьеров»; Московский молодежный театр под руководством Вячеслава Спесивцева свою версию назвал «Капитаны песка». В Украине Молодежный эмоциональный театр Луганска (МЭТЛУГ) ставил «Генералов песка» в прочтении Валерия Шевцова (до распада Союза этот театр тесно дружил с коллективом Спесивцева и сохраняет его в качестве ориентира), где впечатляла сценография. В этом спектакле «работали» бутафорские бревна: вначале беспризорники несли их на себе, словно тяжкий крест сиротской судьбы, тут же бревна превращались в подобие труб, у которых дети грелись, а потом этот же реквизит становился высоким забором...
Очень жаль, но в одесской постановке сценографическое решение интересным не назовешь при всем желании (художник-постановщик — Григорий Фаер). Скудным — да, пожалуй, иначе не скажешь. Черный задник, несколько раздвижных кулис, каркасы-полки пакгауза, где обитают «капитаны» — мрачная страна Бразилия. Но ведь в том и драма, что роскошь, окружающая одних персонажей, спокойно сочетается с нищетой других. Будь контраст более проявленным, драма беспризорников еще сильнее отозвалась бы в сердцах зрителей.
Почтенный наставник московского режиссера-дебютанта Артема Баскакова, художественный руководитель постановки Михаил Чумаченко провел большую работу перед тем, как спектакль увидела публика. Есть несколько достаточно изобретательно выстроенных мизансцен, когда действие разворачивается на одной сцене сразу в двух местах (эпизоды в церкви и полиции), и зритель следит поочередно за группами действующих лиц. Единовременные действия можно наблюдать с удобных ракурсов (например, силуэт Доры за занавеской и пожирающие эту тень глазами мальчишки, сидящие на авансцене лицом к публике).
Увы, до второго действия досиживают не все зрители. А именно во втором действии происходит все самое интересное. В чем же причина? В статичном первом действии. Аскетичное оформление сцены не так бросается в глаза, когда театральная молодежь плюс спортсмены одесского клуба капоэйры Grupo Senzala de Capoeira (в спектакле — банда Эзекиела) затевают драку, эта сцена — почти балет, где все вступают в схватку и уклоняются от противника. «Изюминкой» наших «Капитанов песка» стала именно капоэйра, и зритель хорошо ее принимает.
Хореографически решена сцена любви вожака Педро Пули (Ярослав Белый) и умирающей сиротки Доры (Ольга Салтыкова), поставленная балетмейстером Юлией Пуриной. В стиле этого танца тоже что-то от капоэйры с ее уклончивой, трепетной пластикой. Пластическая часть представления наиболее сильна. В диалогах же «вылезают» огрехи молодых исполнителей — нечеткая дикция, недостаточное владение сценической речью, видно, это посложнее капоэйры будет, но задача в целом преодолимая.
Мулатка на пляже (Елена Ященко), служанка Мария (Алла Нестерова) — как хороши девушки одесской труппы в ролях темпераментных бразильянок! Тут и яркая внешность в помощь, и природная эмоциональность. Несколькими удачно найденными штрихами обрисованы образы «капитанов» — тянущегося к знаниям Профессора (Павел Савинов), малыша с растерзанной душой и покалеченным телом Хромого (Владимир Лилицкий), доброго и отважного Большого Жоана (Михаил Игнатов), падкого до красивых девушек Кота (Дмитрий Жильченко).
Им противостоят равнодушные, расчетливые образы взрослых — сеньориты Ванды (заслуженная артистка Украины Наталья Дубровская), падре Кловиса (Альберт Каспарянц), полицейского (Сергей Юрков), следователя (Николай Величко) и других.
Очень интересен вроде бы скуповато обрисованный, но емкий образ падре Жозе Педро (Сергей Поляков), этакого неформального социального педагога от церкви. Трогательны донна Эстер (заслуженная артистка Украины Орыся Бурда), и сеньор Рауль (Анатолий Антонюк), готовые усыновить сироту. Вызывает симпатию поэт-курильщик (Валерий Жуков), предлагающий помощь Профессору в получении образования. Не все взрослые так уж плохи, да и дети далеко не ангелы. Но жить нужно всем. Об этом простой и внятный спектакль «Капитаны песка», который стоит досмотреть до конца с открытым сердцем...
Мария Гудыма. Фото Олега Владимирского