|
Бурно открывшаяся несколькими выставочными проектами вторая Одесская биеннале современного искусства продолжает свою работу. Биеннале стала не только «Зоной жизни» (такое название получила экспозиция в Музее современного искусства Одессы), но и зоной дискуссии. В рамках фестиваля залы музея становятся местом проведения обсуждений на различные актуальные для контемпорари-арт темы.
На этот раз тема сформулирована так: «Сделайте мне красиво. Что делать с желанием почти всех жить красиво? Мир декаданса. Красивая жизнь и красивые картины, созданные утонченными, яркими и талантливыми людьми. Красота, превращенная в цель существования, в фетиш». Происходит обсуждение экспозиции зала «Сквер Веры Холодной».
Музейная выставка изобразительного искусства Одессы посвящена нашему любимому городу, неунывающему и прекрасному, не сдающемуся и яркому — вечной зоне жизни. А передают ощущение жизни цветы и деревья — устроителями биеннале как символ вечно живой Одессы выбраны ее парки. Символ экспозиции в каждом из девяти залов выставки — один из парков Одессы. Они все разные, но самые спокойные и красивые, не побоимся этого слова, работы собраны именно в зале «Сквер Веры Холодной».
Здесь живописные натюрморты со старинными предметами Татьяны Гончаренко, женские портреты кисти Елены Ильичевой, Ольги Котовой, графические городские пейзажи Татьяны Поповиченко, а также многое другое, что можно охарактеризовать как отмеченное изяществом и красотой. Есть мнение, что красота несовременна; произведение современного мастера непременно должно обнажать какие-то общественные язвы, эпатировать, вызывать отвращение и так далее. Все это глупости и пошлости, считают участники обсуждения.
— Просто есть произведения, предназначенные для экспонирования, а есть такие, которые хочется принести к себе домой, — говорит модератор дискуссии, директор МСИО Семен Кантор. — Даже коллекционеры часть работ держат в закрытых галереях, куда не особенно часто заходят. Я убежден, что эпатажные, резкие произведения создают неуверенные в себе люди. Такие приобретения греют самолюбие коллекционеров, только бы на глаза не часто попадались...
Зал «Сквер Веры Холодной» стал на выставке чуть ли не наиболее посещаемым, причем многие посетители, в основном пожилые дамы, с удовольствием смотрят фильм о легендарной кинозвезде, который тут же демонстрируется в видеозаписи. Разговор плавно переходит на феномен красоты Веры Холодной: сочли бы сегодня ее, низенькую толстушку, такой уж бесспорной красавицей?
— Для женщины быть красавицей вообще последнее дело, — неожиданно заявляет художник, он же куратор выставки «Зона жизни» Стас Жалобнюк. — Тут совершенно иные механизмы задействованы, нечего и обсуждать...
Елена Ильичева полагает, что декаданс, знаменем которого стала Вера Холодная, был очень близок к природе, ее естественным формам, и женщина декаданса не перегружает собой пространство, не взрывает его и не насилует, она вписывается в него, предполагая наличие в нем мужчины-защитника. «А в наше время многие женщины вынуждены были стать воинами», — вздыхает Елена.
Художник Борис Лукин подготовил обширный текст о происхождении декадентства (от позднелатинского decadentia — упадок). Мы приучены считать декадентство кризисным явлением (так и слышится ироничная реплика Аркадиной из чеховской «Чайки»: «Это что-то декадентское...»), но можно ли считать кризисом тоску по духовным ценностям и идеалам? В наше время, наверное, нельзя. Остро ощущая конечность своего существования, художники-декаденты рубежа девятнадцатого и двадцатого столетий стремились каждое оставшееся мгновение прожить красиво, на пике эстетизма. Своеобразное возрождение декаданса началось в современном искусстве лет десять назад, тоже на рубеже веков и даже тысячелетий. И оказалось, что палитра декадентов обогащает современное искусство, в котором, как во всяком искусстве, с одной стороны, может быть все, а с другой — ничего не должно быть.
Дискуссия завершилась, далеко не исчерпав себя, а впереди еще много интересных обсуждений. Например, предметом споров может стать экспозиция зала «Большой Фонтан» — место, где живут те, кто «делает современную Одессу». Это люди новой формации, новых взглядов. Для новых людей создается новое искусство. С понятным им языком, задачами и целями. Живопись, призванная удовлетворить вкус современной динамичной, везде бывавшей и все видевшей публики. Или же зал «Пале-Рояль» — здесь, на заборе у оперного театра в 1967 году состоялась первая в СССР неофициальная выставка Сычик+Хрущик. Здесь сохраняют традиции Валентина Хруща, его богемность, легкость и артистизм. Аромат старого города. Ностальгия и сплин. Островок высокой эстетики, сохранившихся интеллигентов и настоящих коллекционеров. Поговорить есть о чем!
Мария Гудыма. Фото Олега Владимирского