|
Выставка «Подорожнi» («Путники») открылась 3 сентября в Одесском музее западного и восточного искусства.
Все участники арт-проекта — выпускники Одесского художественного училища имени М. Грекова.
Их педагогом по специальности (живопись) был Виталий Алекберов — художник с отчетливо выраженным своеобразием манеры. В таких случаях нередко бывает, что ученики невольно попадают под влияние индивидуальности своего педагога и следуют его техническим приемам. Так, в свое время, в Ленинградской «Репинке» именитый Евсей Моисеенко выдавал с конвейера «маленьких Моисеенко», так случалось и на уровне областных художественных училищ с их местными авторитетами. Но в данном случае — ничего подобного. Сказался педагогический талант Виталия Алекберова, его бережное отношение к угаданной индивидуальности ученика, умение дать раскрыться обнаруженным в студенте склонностям.
Представленные молодыми живописцами и графиками работы — это произведения молодых мастеров, каждый из которых уже «со своим лицом». Например, Владимир Новаковец (родом из Житомира) — пейзажист-традиционалист, его картины фактурны и подробны. Замечательно то, что педагог не стал «гнуть» студента в сторону прославляемой, как по делу, так и всуе, местной «южнорусской школы»: парень — северянин, он видит пейзаж совершенно другими глазами, чем уроженец солнечного Причерноморья. Ландшафты, написанные В. Новаковцом, принадлежат, скорее, киевско-харьковской традиции, они основательны, порой несколько тяжеловесны в своей предметности, цветовая гамма их очень насыщенная и приводит на память украинскую расписную керамику и размалеванные сельскими умелицами хаты с их осенней калиной. Любимый мотив Владимира — дикая, нетронутая лесная природа.
Одесситка Виктория Дорогань — романтик, и в данном случае очень легко было соскользнуть в слащавость, в «гламур», в девические «сюсюронды» — такова уж тематика ее произведений. Педагог твердой рукой удержал ученицу в рамках доброго вкуса. Романтизированная старина, фэнтези, экзотика привлекают Викторию, которая сочиняет собственные сказки и зримо воплощает их на холсте. Ее работы отличает некоторая театрализация, иногда они стилизованы под живопись барокко, иногда подчеркнуто декоративны. В листах, исполненных акварелью и гуашью, Виктория проявила себя как потенциальный книжный график (художница живет в Киеве, где, как известно, возможностей побольше, — ей бы заказчиков-издателей!).
Андрей Говда, чья родина — Тернопольщина, выбрал графику: офорт, но чаще (наверное, из-за технических возможностей) — простой карандаш и тушь. Его графические листы, с пейзажными мотивами либо натюрмортами, светоносны, изысканны, выполнены с большим вкусом к детали. В насыщенных подробностями офортах А. Говды — пышная барочность, в карандашных рисунках — «китайский» многозначный лаконизм.
Инна Андражевская из города Николаева — замечательный портретист, работающий в традиции, корни которой — в творчестве Валентина Серова. При всей импрессионистичности живописных решений, при увлечении колористическими задачами, Инна более всего тонкий психолог, озабоченный выявлением характера своей «модели». Живописные эффекты даются художнице как бы мимоходом, словно она за ними и не гонится. Главное в ее портретах — это внутреннее состояние человека: Андражевская — художник, идущий вглубь.
...На выставке также представлены образцы малой пластики — скульптура Серафима Чаркина и Клима Степанова.
Тина Арсеньева