|
Завтра, 3 сентября, в 16. 00 в Одесском музее западного и восточного искусства (ул. Пушкинская, 9) состоится открытие выставки живописи Сергея Белика «Метафизика натюрморта». Выставка продлится до 23 сентября. (На выставке представлены также фотографии Ольги Тарасенко из серии «Священные синоды земли и неба»).
Философское восприятие мира актуально, поскольку человечество всегда будет стремиться постичь тайну запредельного. Через видимое происходит восхождение к невидимому миру. Как в иконе. Но в натюрмортах и пейзажах Белика нет изображения святых. Простые предметы преображены состоянием души художника. В наше время вещь утратила свою ритуальную роль. Простой обеденный стол, перед которым, как перед алтарём, совершалась молитва перед едой, уже не сакрален. Показывая предметы во взаимосвязи с миром Вселенной, с духовной реальностью, а не с точки зрения практической пользы, живописец возвращает привычному миру вещей их значимость. Произведения Сергея Белика являются своеобразными мостами в духовную реальность.
В юности Сергей Белик получил духовное откровение: «Лет в 16 меня поразила мысль о конечности Вселенной, что она замкнута и всё сотворённое конечно. Только Бог бесконечен, поскольку он не сотворён. Я почувствовал, что Космос, как и Земля, имеет свою пространственность. Мистичность этого переживания в том, что за этим миром есть коконы иных миров. За материей — бесконечность духа».
Целью живописца является выражение личного ощущения божественного присутствия в обыденном пространстве человека. В композициях Белика нет изображения человека, поскольку герой — сам художник. Он является проводником зрителя из физического пространства в одухотворённое.
Цель Сергея Белика — передать «воплощение духа в материи», показать её в новом — одухотворённом качестве. «Во мне пульсирует внутренняя духовная заданность. Я должен её воплотить через некие образы — натюрморты, пейзажи. Сюжетная картина мне не близка. Она имеет «дольнее» происхождение. Сюжет обращает к обыденному». Художнику важна пассивность предмета, чтобы самому быть в роли режиссёра. В то же время, мир конкретных предметов, вещей даёт убедительность его абстрагированию. Предмет необходим ему для того, чтобы через его плоть передать своё душевное и духовное состояние. В определённом смысле его композиции выполняют функцию, свойственную иконе: возводить дух человека от чувственного к сверхчувственному.
В период творческого становления Белик постоянно работал с натуры. Поскольку изображаемые им предметы варьировались в различных натюрмортах, он хорошо изучил их. В настоящее время художник в основном работает по памяти. Этот метод даёт возможность уйти от привязанности к предмету и выразить своё душевное состояние. «Лучше писать без натуры, — говорит живописец. — Вначале возникает некий едва ощутимый образ, и ты его воплощаешь. Можно написать за неделю. А с натуры работа длится месяцами. Раньше натура воспринималась мною более однопланово, а сейчас вижу её гораздо шире. Поэтому сложнее сконцентрироваться, решить её в определенном стиле». Метод творчества Белика можно определить как интуитивизм, восхождение от бессознательного к сознательному постижению идеального в зримых, материальных формах природного бытия.
Белика не привлекает присущая жанру портрета передача индивидуальной психологии персонажа, его душевного состояния, эмоций. (Хотя в раннем творчестве им были созданы выразительные портретные образы). Он стремится передать свой духовный опыт, лично пережитое состояние одухотворённости через простые предметы. Для постижения сущности бытия необходимо сосредоточенное созерцание. Жанр натюрморта с естественным для предметов качеством статики даёт максимальную возможность для проявления душевного и духовного состояния художника. Энергия динамической медитации процесса создания полотна аккумулируется в энергетически насыщенной статике тихой, молчаливой жизни вещей — голл. «Stilleven». Именно это понятие, а не французское «nature morte», данное в век Просвещения материалистом Дидро, соответствует философии натюрмортов Белика.
В его композициях он имеет два аспекта: солнечный свет реального мира и божественный нетварный свет. В Евангелии понятие света выражено словами Христа: «Мир вам. Я свет миру». По Псевдо-Дионисию Ареопагиту, Бог как Добро есть Архетипический Свет, стоящий выше любого другого света. Он «даёт свет всему, что может его принять, и он есть мера всех существ и их Принципа вечности, число, порядок и единение». По теологии аббата Сугерия, божественная эманация от абстракции следует к более плотной форме. Современный учёный С. С. Аверинцев пишет, что зримый, чувственный свет может вполне восприниматься как «икона» незримого». Свет — «икона» божественных энергий».
Сакральность определена состоянием художника. При восприятии натюрмортов Белика необходимо помнить, что вещь, предмет является плотной составляющей триединства: плоти (физическое тело) — душевного состояния (психология) и духа. Дух проявляется через плоть — воплощается.
Творчество Белика основано на интуиции, безошибочно ведущей его к созданию образов, доступных для интерпретации (на разных уровнях) каждому интеллектуальному зрителю. Живопись Сергея получила признание в мире. В частности, персональные выставки его картин регулярно проходят в Украинском институте в Америке (Нью-Йорк, 5 авеню — напротив музея Метрополитен).
Ольга Тарасенко. Доктор искусствоведения, профессор