|
В издательстве «Полиграф» вышла книга двух авторов — фантаста Наиля Муратова и поэта Игоря Потоцкого, в которой под одной обложкой соединились разные творческие вселенные. Что толкнуло двух одесских писателей на этот неожиданный эксперимент? Обычно под одной обложкой печатаются начинающие авторы. Но у Наиля Муратова это третья книга. У Игоря Потоцкого опубликовано уже более 30 книг и недавно издан двухтомник избранных произведений.
Авторы объясняют свой общий творческий проект дружбой и общей любовью к Одессе, которой посвящена добрая часть рассказов и повестей, помещенных в сборнике. Читая книгу, можно понять и другие причины, обусловившие ее рождение.
Свою часть книги Наиль Муратов назвал по заголовку одного из своих одесских рассказов — «Любка и Апрель». Герой этого рассказа, современный бизнесмен, никак не может разобраться в своих чувствах к двум прекрасным женщинам. Проблема в том, что он хорошо владеет своим умом, но очень слабо разбирается в своем сердце и совершенно не понимает своей возлюбленной. Он, как многие современные мужчины, умеет только зарабатывать деньги и подсознательно уверен в том, что этого достаточно, чтобы сделать свою избранницу счастливой. Эту вполне реалистичную историю продолжает полуфантастический рассказ «Марсианин», в нем тему сердечной глухоты развивает более интеллектуальный и утонченный герой, который также беспомощен в своих отношениях с женщинами.
«Любка и Апрель».
Игорь ПОТОЦКИЙ.
«Уссурийская осень».
В остальных фантастических рассказах Наиля Муратова, которые захватывают неожиданными поворотами сюжетов, тема высокоразвитого, настаивающего на своем господстве интеллекта и его сложных взаимоотношений с миром остается сквозной. Автор показывает сильные и слабые стороны возможного в будущем мироустройства, основанного на главенстве разума и науки. Если фантасты ХХ века такой проект видели в большинстве своем тревожным, пугающим, страшным, здесь автор представляет его легко, с юмором. Он настолько пессимистически воспринимает сегодняшнее состояние человеческой цивилизации, что спасение для него видит только в подчинении в будущем более развитой космической цивилизации. Правда, как вариант, возможно смешение людей с высшей расой. Например, в рассказе «Мастер и Бегемот» одиннадцатилетний оболтус, сын главного героя, включаясь в разрешение семейного конфликта между папой-землянином и мамой-инопланетянкой, пробуждает в себе скрытые силы мессии, которому предстоит спасать мир.
Кроме остросюжетности и непредсказуемости, в большинстве текстов Муратова присутствует лирическое начало, легкость письма и даже некоторая музыкальность, что объединяет его с поэтической прозой Иоря Потоцкого, составившей вторую часть книги.
Во всем остальном «Уссурийская осень» и другие повести и рассказы Игоря Потоцкого совершенно другие. Их основа — не лирические размышления научного ума о судьбах мира, а сердце поэта, которое впитывает и пропускает этот мир через себя, оставляя в каждом городе и каждом человеке, с которым общается, частичку себя и унося частичку каждого из них навсегда с собой. Благодаря мудрости, которая просвещает чуткое сердце с годами, эти тексты пронизаны светом и пространством, в котором поток времени и человеческих судеб воспринимаются как вьющийся через годы и теряющийся за облаками узор, сотканный из драгоценных жемчужин: мыслей, слов, событий, чувств. Здесь все пронизано теплом, нежностью ко всему хорошему, что было в прошлом, и светлой грустью. А все, что когда-то мучило, томило, приносило боль, сегодня очищено пониманием и прощением. Детство поэта прошло в Одессе и на Дальнем Востоке, а в зрелом возрасте ему удалось «повидать свет». И, кроме воспоминаний об Одессе разных лет, в его ностальгические зарисовках — Уссурийск, Владивосток, а позднее Париж и Мексика.
В прозе Потоцкого все сюжеты и персонажи списаны с реальных людей и событий. Художественное восприятие автора выхватывает их из потока жизни, обрамляет в литературную форму и в ограненном виде представляет на суд читателя. При этом опытный мастер не приукрашивает, не завершает искусственно свои истории. Его форма — легкая лирическая импровизация, в которой он тонко и объемно передает воспоминания и чувства, оставшиеся от встреч и событий. Судьбы всех героев не прочерчиваются до конца. Их будущее остается открытым. В этом большая притягательность прозы Игоря Потоцкого для читателя, которому передается ощущение свободы выбора судьбы, любви к жизни, умение видеть в окружающих красоту, значимость, оригинальность...
Особенностью повестей и рассказов Потоцкого является то, что они наполнены мыслями и разговорами о поэзии и мировой литературе. Автор, сам будучи с детства книгочеем и любителем поэзии, общается с такими же увлеченными литературой молодыми людьми. В его рассказах — знаменитые и не очень известные поэты и писатели. Почти в каждое повествование вставлены поэтические строки, написанные автором в связи в описанными событиями или близкие им. Кстати, и у Муратова в текстах порой мелькают поэтические строки...
Проза Наиля Муратова и Игоря Потоцкого обладает еще одним важным качеством. Это подлинная литература, если определить это понятие как наличие писательского профессионализма, индивидуального авторского стиля и целостного мировоззрения.
Еще одним достоинством книги является то, что она иллюстрирована картинами известного одесского художника Льва Межберга. Хочется поздравить авторов и всех читателей с новой хорошей книгой, которая обязательно найдет свое место в библиотеках любителей современной литературы, будущих писателей и тех, кто читает и собирает книги об Одессе.
Юния Сагина