|
На днях в нашем городе побывала съемочная группа российской телекомпании «РЕН ТВ», целью которой было знакомство с необычным одесситом. Телевизионщики побывали в Музее современного искусства Одессы, где засняли графику своего героя в постоянной экспозиции, а также произвели съемки в святая святых, мастерской, которая помещается в его скромной квартире.
Художник-абстракционист Вячеслав Горбунов стал заниматься изобразительным искусством в сорокалетнем возрасте, уже перепробовав множество полезных профессий (работал в разное время освобожденным комсомольским секретарем городского парикмахерского хозяйства, диктором Одесского государственного телевидения, поваром, приемщиком стеклотары, социальным работником, ныне на пенсии). Мало кто знает, что рисовать Вячеслав Михайлович стал, как он утверждает, оказавшись в числе так называемых «контактеров». Пришельцы, по рассказу Вячеслава Горбунова, контактировали с ним летом 1989 года в лесах Вологодской области, куда он, коренной одессит, завербовался собирать живицу — смолу сосновых деревьев, необходимую, например, для производства канифоли... Интересно, что в процессе общения с внеземным разумом у одессита возникали только приятные эмоции, совсем не так, как в голливудских фильмах, — страх, оцепенение, отчаяние...
— Однажды на закате дня я повстречал в лесу необычных существ, — рассказывает Вячеслав Михайлович. — Они не внушали опасений, обладали вытянутыми пропорциями фигур, черты лица напоминали дельфинов, кожа синеватая... Но в целом, как ни странно, симпатичные. Общались мы без слов — телепатически. Я взошел на борт их корабля безо всякого страха. Со мной не было такого, о чем рассказывают многие контактеры, — медосмотр, анализы, пугающие процедуры... Было общение. На борту оказалось несколько землян, с которыми мы общались по-английски. Одна из них, по виду мулатка, собиралась улететь на планету, откуда явились пришельцы, и мне предлагала: «Let’s go!». Собственно, сначала такой вариант событий предложили мне мои новые друзья, показывая на экране некоего прибора сцены из жизни на их планете: симпатичные дети того же слегка дельфиньего облика, фонтаны, красивые здания... Но меня в Одессе ждали жена и сын. Я рассказал о них пришельцам, они даже выучили имена — Елена, Иван... Инопланетяне поняли меня, единственное, что я себе позволил тогда, — полетать с ними над Землей на их аппарате, и, так сказать, незаконно пересек границу СССР. Мы приземлялись в какой-то пустыне, ходили по песку. А потом меня вернули в лес. Полное доверие и дружба... По их словам, земляне в целом не готовы к подобным контактам, поэтому все так и происходит — неформально, на задворках, лесных опушках... Интересно, что жители ближайшего поселка не видели меня десять дней и уже начали волноваться...
Тогда же Вячеслав прислал семье письмо, в котором намекал на какое-то невероятное событие. Всей правды никому тогда не рассказал — боялся, что сочтут выдумщиком или, того хуже, сумасшедшим.
Через два года по возвращении в Одессу он неожиданно для всех стал рисовать, причем абстрактные формы. Опыты начинающего художника высоко оценили местные искусствоведы Елена Шелестова и Людмила Данишевская, причем первая называла его в своих статьях «фаворитом природы, обладателем внутреннего видения жизни», а вторая написала о нем так: «Кажется, что Вячеслав ощущает тайну материи изнутри». За 15 лет Горбунов провел две музейные выставки и одну галерейную. Его графику и коллажи регулярно закупает Музей современного искусства Одессы, несколько листов можно встретить в постоянной экспозиции. Особого богатства творчество Вячеславу не принесло, зато бесценный дар, полученный из другого мира, помог изменить круг общения, вести интересную жизнь. А в память о случившемся даже сложились стихи, где есть такие строки: «Я был бы с вами, если б мы подольше жили... Мгновенной бритвою тоска у сухожилий».
Недавно Горбунов завершил цикл иллюстраций к «Мастеру и Маргарите» Булгакова — 33 листа в смешанной технике, и перед каждым стоит остановиться, подумать.
Почитатели таланта Горбунова, кому больше по душе его гуашевые фантазии, придумали такой слоган: «Работы Горбунова полезны для любого!». Говорят, что возле этих ярких картонов, обладающих, по словам тех же искусствоведов, особой «энергетической мускулатурой», проходит головная боль, улучшается настроение и общее самочувствие...
— Первую выставку мне пришлось провести, поскольку мои работы уже в то время многим нравились, — вспоминает художник. — Самой оригинальной была выставка в галерее «Терра Инкогнита», когда я поместил работы без этикеток, раздал зрителям список названий и предложил самим определить, где какой рисунок находится... Музей современного искусства Одессы — особый мир, я рад, что мои работы вписались в экспозицию, где работы легендарных одесситов Олега Соколова (вот это был космист!), Сычева, Хруща, многих других... Когда в детстве нас, школьников, водили на экскурсии по музеям, я и подумать не мог, что когда-нибудь стану художником, чьи работы висят на этих стенах...
Российская тележурналистка Анна Колодезнева рассказала, что Вячеслав Горбунов — единственный художник из Украины, которого группа «РЕН ТВ» снимает для своего будущего фильма.
— Рабочее название нашего фильма: «Искусство и Космос», — говорит Анна. — Мы побываем в различных уголках стран СНГ, где пообщаемся с ныне живущими художниками, которых вдохновляют космические мотивы. И, конечно же, расскажем о тех мастерах, кого уже с нами нет, например, об уникальном белорусском художнике Язепе Дроздовиче. Стоит уточнить: документальных свидетельств о том, что известный белорус был контактером, нет. Скорее всего, фантазия помогла ему создать знаменитые работы «Природа Луны» (1947), «Лунный город Тривеж» (1932—1933), «Вечер в марсианской пустыне» (1932), «Встреча весны на Сатурне» (1932), «Сатурнианский пейзаж» (1931) и многие другие. Анна Колодезнева надеется в течение лета завершить работу над фильмом, который можно будет увидеть на «РЕН ТВ» уже в конце августа. Будет что обсудить!
Мария Гудыма. Фото Олега Владимирского