|
Экспозиция произведений художника-пейзажиста Николая Овсейко «Прикосновение», открывшаяся в галерее NT-Аrt на Лидерсовском бульваре, в который раз подтвердила, что одесская южная школа живописи неисчерпаема в своих проявлениях. Несмотря на экспансию авангарда, эта классическая школа не теряет своей привлекательности и находит в искусстве новых апологетов.
Сама природа — прозрачность увлажненного воздуха, серебристые небеса, море и яркое южное солнце, — вызывает к жизни подобные картины. Выставка стала логическим продолжением ранних проектов галереи, знакомящих зрителей с творчеством представителей одесской школы. Последним в этом ряду был проект «50 лет вместе», посвященный Дому художника на Арнаутской, в котором, кстати, находится и мастерская Овсейко.
Николай Овсейко родился в августе 1954 года в селе Бильмачевка Черниговской области. В 1973 году окончил Одесское театрально-художественное училище (преподаватель Л. Альшиц). Пейзажам Овсейко присуща камерность; в них лирическая задушевность соединена с верностью натуре. Работы подкупают ясностью мировосприятия, бесхитростностью.
Заметную часть экспозиции занимают натюрморты. Голландское определение этого жанра — «тихая жизнь» как нельзя лучше соответствует полотнам Овсейко: форма лаконична, осязаема, тон убедительный, цвет сдержанный. Сдержанны и эмоции автора, сосредоточенного исключительно на объективных вещах. Кажется, что создает он этот полюбившийся мир вещей, затаив дыхание. Минимализм подхода тут очевиден — «чем меньше, тем лучше». В некоторых картинах «биографическое» воспроизведение предмета достигает уровня символа («Колесо», 2010).
Южно-русская школа живописи конца XIX века опиралась на пленэрную практику, соединив академически-реалистические подходы с импрессионистическими. Поэтому лирический, преимущественно камерный, пейзаж с «кадровой» композицией стал основополагающим в ее развитии. Хотя мы знаем и примеры более панорамных образцов пейзажа (Г. Головков). Сама южная природа с ее обилием света, колористическим богатством и смягчающей влажной атмосферой нацеливает живописца на создание достаточно интенсивного и одновременно светоносного колорита с мягким общим звучанием. Вспоминаются работы В. Синицкого, Н. Шелюто, В. Литвиненко. Если прибегать к обобщениям, то здесь уместно иносказательное выражение «цветной воздух».
Из последних работ, представленных на выставке Овсейко, особенно хочется отметить «Ручеек», «Лето» и «Раннее лето». Обладая удивительным «общим видением», в своих пейзажах художник пишет не столько предметы, сколько саму среду. Если и дальше проводить аналогии с предшественниками, то я бы искал родство в конце XIX — начале ХХ веков: с П. Левченко, И. Похитоновым. Овсейко в поисках объекта изображения может исколесить на велосипеде (или пройти босиком) по пыльным полевым дорогам десятки километров. «Просто написать пейзаж не проблема — нужно его почувствовать», — объясняет автор. Природа в пейзажах Николая передана в состоянии едва уловимых пульсаций и движения, а поверхность полотна приобретает такое важное качество, как живописная вибрация.
Определяя природу творчества Николая Овсейко, нужно признать, что он не романтик, устремленный в запредельное, но все же романтик настолько, насколько избегает прозы жизни и поэтизирует ее ежеминутные счастливые проявления. Это ощущается и в маринах живописца. Море, преимущественно спокойное, позволяет нам овладеть нашим душевным сосотоянием; его ритмы благотворно воздействуют на психику, и это состояние сосредоточенности и убаюкивающей неторопливой изменчивости Овсейко средствами живописи передает на полотне.
Во время открытия организаторы выставки акцентировали внимание на нынешней востребованости автора картин, его неизменном успехе у зрителя. Для Николая Овсейко наступила пора зрелости и публичного признания.
Владимир Кудлач