|
Первый Одесский международный кинофестиваль завершился 24 июля. Призы розданы, красные дорожки свернуты, целлулоид остывает в коробках. Однако обсуждение события продолжается. Наиболее активно делятся впечатлениями молодые, но уже творческие люди: гости фестиваля — посетители киношколы.
Вообще, всем, кто присутствовал на фестивале, его организаторами были присвоены категории. Помимо представителей администрации и очень важных персон, гостей разделили на профессионалов, на слушателей Летней киношколы и на представителей прессы. Все были отмечены бэйджами соответствующих цветов и получили различный доступ на мероприятия фестиваля. Такая «цветовая дифференциация» невольно напомнила мне фильм Георгия Данелия «Кин-дза-дза». Кинорежиссер-постановщик Игорь Шевченко даже усмотрел в логотипе генерального спонсора (на каждом бэйдже был изображен колокольчик) аналогию с «цаком» — знаком кастового различия из той же кинокартины.
Игорь Шевченко сетует на то, что заветные «цаки» достались далеко не всем одесским кинематографистам: «Гостей с бэйджем «профессионал» было до прискорбия мало. На всю Одессу их было выдано всего 40. Таким образом, фестиваль обошел большинство одесских кинематографистов, хотя должен был стать праздником именно для них. Не стал фестиваль праздником и для зрителей — залы во время показов конкурсной программы были, увы, не переполнены. Зато на мастер-классах наблюдались аншлаги». Правда, режиссер Шевченко убежден, что эти мастер-классы рассчитаны исключительно на новичков в киноискусстве (этот же вывод следует из названия — «Летняя школа») и могут заинтересовать, по преимуществу, абитуриентов. Настоящим же режиссером может считаться только выпускник специализированного высшего учебного заведения, а не посетитель мастер-классов.
Молодые аматоры жадно впитывали опыт таких «зубров» кинематографии, как Рутгер Хауэр, Йос Стеллинг, Кшиштоф Занусси, Юрий Мамин и других. Большинство встреч проходили как творческие вечера, другие — в формате вопросов и ответов, и лишь некоторые — в виде полноценных мастер-классов. Режиссер Кира Муратова, к примеру, чистосердечно призналась зрителям, что с удовольствием провела бы мастер-класс, если бы кто-то сумел внятно объяснить ей, что это такое.
Зато точно понятие «мастер-класс» знал голландский и американский актер, а теперь еще и режиссер Рутгер Хауэр. На глазах у зрителей он за несколько минут поставил и снял кроткометражку, а точнее, римейк фрагмента, взятого из кинофильма «Схватка». Мэтр учил своему фирменному методу режиссуры — интуитивному. Но не столько интуиция, сколько предусмотрительность Хауэра действительно поразила присутствующих: когда веб-камеры ноутбуков отказались функционировать, мастер достал из своего объемного чемодана две цифровые фотокамеры, которыми в результате и было снято учебно-показательное кино. «Если вы снимаете дешевое кино, — прокомментировал Рутгер Хауэр, — не думайте о том, чего вам не хватает. Думайте только о том, что у вас есть!»
Вот только есть одно обстоятельство — снимать ролики на примитивную технику у нас умеют и без советов мастеров. Это Голливуду в новинку «альтернативные» формы, а отечественное аматорство давно освоило «безбюджетные» способы съемки.
В последнее время в моду даже вошли фестивали «телефонно-мыльничного» короткометражного кино. Лично мне они порой напоминают параолимпийские игры. Вот только параолимпийцев сама судьба загнала в рамки ограниченных физических возможностей, и каждый из них мужественно преодолевает свой недуг. А вот «паракинематографисты» сами выбрали для себя ограниченную форму: возможно, чтобы скрыть за ней свой недуг — банальное отсутствие таланта.
Наших аматоров поучить бы законам и правилам «академической» съемки! Но, к сожалению, в полуторачасовой формат мастер-класса уместился лишь метод самой примитивной съемки. Правда, были и такие, кто вынес для себя некоторый опыт, — студент Народной студии киноактеров Олег Кириенко сыграл в учебном фильме одну из ролей, ту самую, которую до него исполнил Аль Пачино. Олег признался, что, впервые снимаясь у Рутгера Хауэра, с первого дубля научился по одному только выражению лица режиссера понимать его замысел и играть все лучше и лучше.
Председатель жюри кинофестиваля режиссер Йос Стеллинг более осторожно относится к аматорству в кинематографии. Он поощрил рвение и упорство начинающих режиссеров и артистов, однако заметил, что путь в большой кинематограф проходит через получение специального образования и многолетний опыт. «Кино не должно быть «легко снимать», — в шутливой форме уточнил свою позицию режиссер. — Некоторые препятствия все же должны быть. Если каждый станет снимать кино, некому будет его смотреть».
На некоторые вопросы Йос Стеллинг ответить не успел, его прервали неполадки со звуковой аппаратурой. К сожалению, сбои техники «красной линией» прошли через большинство мастер-классов, дополнительно указав на неготовность Одессы к приему мероприятий такого уровня. Будем надеяться, неготовность поправимую...
Помимо официально объявленных многочисленных мероприятий, все девять фестивальных дней в воздухе витал еще один острейший и наболевший вопрос: о судьбе Одесской киностудии и вообще одесского кинематографа. В день закрытия состоялся «круглый стол» под названием «Кинопроизводство в Одессе». Тут-то и пришел сам собой невеселый вывод о том, что молодая аматорская инициатива — это, конечно, хорошо, но короткометражками Одесскую киностудию не спасти. Не поможет ей и большое кино, если оно будет ориентировано только на украинский рынок. В Украине намного меньше зрителей по сравнению с Россией, а себестоимость кинопроизводства такая же, отметил продюсер Сергей Члиянц.
На этой встрече впервые во всеуслышание прозвучало предложение, которое никто из одесситов не решился бы озвучить. Кшиштоф Занусси сказал, что, очевидно, выгодно было бы продать территорию Одесской киностудии в одном из наиболее дорогих районов города и на эти средства отстроить современные павильоны на большей площади в пригороде. Но ведь наша киностудия — это не только площадки и павильоны, а еще и столетняя история мирового кинематографа! «Нынешняя Одесская студия, очевидно, будет перепрофилирована, — сказал член жюри продюсер Сергей Члиянц. — Но важно, чтобы изменения произошли в пользу кинематографа. Пусть она станет медиагородом, но остается территорией кино».
Окончание кинофестиваля, к сожалению, вернуло ставшее привычным затишье в павильонах студии. Но, как отметили многие участники и гости кинопраздника, теперь Одесса стала еще немного заметнее для других городов и стран. Хочется верить, что Одесский международный кинофестиваль хоть чуть-чуть приблизил тот день, когда в Одессе снова станут снимать кино, начинающееся кадром такой знакомой одесской бригантины.
Дмитрий Адамовский