|
«В нашей» — в государственной, одесской, музейной. Музей — это ведь экскурсии наверху и «подпольная», невидимая посетителю работа в фондах, где искусствоведа поджидают открытия. А они случаются, когда приходится упорядочивать музейные коллекции, накопленные за долгие годы. Да и сам процесс упорядочивания дает удивительные, увлекательные результаты. Как, например, пятилетний труд с собранием гравюры, который завершила заведующая отделом западно-европейского искусства ОМЗВИ Ирина Глебова. Напомним, что коллектив музея — лауреат нашего конкурса «Люди дела». В конце прошлой недели Ирина Глебова привезла из столицы рецензию на подготовленный ею каталог «Английская гравюра XVII—XIX веков. Эстампы из собрания Одесского музея западного и восточного искусства».
Процитируем научный отзыв на разработку одесского искусствоведа заведующей отделом графики киевского Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко (бывшего Киевского музея западного и восточного искусства) Е. Д. Шостак: «Каталог предваряет вступительная статья, где дается общая характеристика этой части коллекции музея и рассказ о лучших работах, включающий историю их создания (когда она известна), искусствоведческий анализ, определение их места в истории английской графики. Много внимания уделено различным гравюрным техникам, которые, как известно, получили большое распространение именно в Англии в указанный период». В каталоге И. Ю. Глебовой, отмечает рецензент, приводится краткая биография каждого гравера (если таковая известна), воспроизводятся надписи и авторские подписи на гравюрах, сопровожденные переводом, в том числе и стихотворных текстов; объяснены сюжеты гравюр; а также указаны место и время реставраций, которым подвергались листы; и, разумеется, дана библиография. «Каталог составлен в контексте общего развития английского искусства, — итожит рецензия. — Каталог является, без сомнения, серьезным научным трудом. В то же время... он представляет интерес для широкого круга любителей изобразительного искусства».
Из этого высказывания читатель может представить, что такое научная работа музейщика и какими обширными и глубокими познаниями необходимо ему обладать, непрестанно пополняя их. А если еще учесть то обстоятельство, что в Украине много лет не выходила специальная литература, посвященная английской гравюре?!
Теперь каталог, содержащий 65 печатных листов с 25 репродукциями, одобренный к опубликованию, находится в стадии верстки. Осталось найти мецената, который оплатил бы его издание!.. Честно говоря, не такие это и большие затраты для фирмы или банка — небольшого формата нетолстая книжица, хотя, конечно, наличие репродукций и воспроизведение английских и французских текстов удорожают издание. Но последнее обстоятельство — опасения автора каталога, привычного, как все наши искусствоведы, к нищенскому государственному финансированию и счету на копейки. Кто из коммерческих структур вызвался бы сделать благое дело — для музея и для искусствоведения Украины?..
Сама Ирина Юрьевна рассказывает о своем труде просто-таки захватывающе. Ее каталог содержит имена самых знаменитых граверов Англии, особенно — XVIII века. Здесь Валлентайн Грин; Франческо Бартолоцци, которого причислили к «своим» как английская, так и итальянская школы, и который был во время оно единственным гравером, включенным в состав Лондонской академии художеств как ее действительный член, — он ведь был среди тех, кто способствовал возникновению академии. Далее — Ричард Ирлон, Уильям Райланд, Роберт Стрендж; XIX век — Герберт Геркомер...
Жанры в английской графической коллекции ОМЗВИ также представлены самые разнообразные. В основном эта гравюра — репродукционная: воспроизведение картин различных художников, причем имеется и цветная гравюра — акватинта. Именно в Англии закрепилась демократическая традиция репродуцирования картин средствами графики — ведь живопись по карману лишь очень богатому человеку, а дешевые тиражные листы разлетались в народе нарасхват. Тем самым среди простонародья популяризировалось академическое искусство.
Ирина Юрьевна показывает мне отксерокопированные образцы: действительно, англичане придавали огромное значение воспитательной функции искусства, да еще помножим это на традиции XVIII века — эпохи Просвещения с ее апелляцией к могуществу разума, эпохи сентиментализма. Некоторые сюжеты даже забавны, с точки зрения нашего современника, и, тем не менее, трогательны, и все листы снабжены нравоучительными сентенциями, словно русский лубок. Например, двое нарядных деток подают оборванному калеке-малолетке и говорят: «Бедняжка, у него даже нет шляпы!» — тут уж, как по мне, под покровом сантимента чисто английская ирония в адрес невинных барчуков. Но какая техника, какое изощренное мастерство: вот так, с назиданием, воспитывали в народе хороший вкус, учили воспринимать серьезное искусство. Ведь первична все-таки не надпись, а картинка.
Вот мифологический сюжет — «Орфей и Эвридика» Томаса Берка, воспроизведение («римейк», сказали бы сегодня) с картины Ангелики Кауфман. Т. Берк, рассказывает Ирина Глебова, был одним из основоположников техники цветного пунктира в графике, так называемой пунктирной манеры. Ведь обычно основное средство графического изображения — жесткий, четкий штрих, линия. А Берк с помощью специальных инструментов добивался эффекта нежного флера, что придавало его гравюрам романтичность, доходящую подчас до слащавости. Рисунок выполнялся на медной доске. В Англии эту технику — точками по меди — назвали «стипл-ворг», по названию кривого граверного резца.
В XIX ВЕКЕ, рассказывает далее И. Ю. Глебова, в Англии распространилась мода на «грейнджеризм», по имени «автора идеи». Люди шли в лавку и сами подбирали из гравюр иллюстрации к понравившейся книге, а потом с этими покупками шли к переплетчику, — ну, и фолианты получались, но зато «как я хочу»! И тех, кто организовал и обслуживал этот бизнес, называли «черно-белыми людьми», потому что гравюра была, в основном, черно-белой.
...В 1789 году крупный английский издатель Джон Бойделл, сам гравер, объявил подписку на серию из 102 гравюр, репродуцирующих картины на сюжеты Шекспира, эти полотна были собраны в галерее Бойделла. Данная серия графики так и вошла в историю под именем «Шекспировской галереи». И, представьте, в Одесском музее западного и восточного искусства хранится гравюра из этой серии — «Сцена из трагедии «Ричард Третий», исполненная Робертом Тилом.
Екатерина Вторая купила коллекцию у собирателя живописи Роберта Волпола: это было знаменитое собрание шедевров ведущих мастеров мировой живописи, сегодня составляющее гордость Санкт-Петербургского Эрмитажа (правда, некоторые картины в свое время Сталин продал в США). И вот издатель и коллекционер Дж. Бойделл заказал своим граверам увековечить продаваемые в Россию картины. Теперь в ОМЗВИ хранится гравюра и из этой серии — В. Грин, «Обручение Святой Екатерины», 1775 год, с картины художника XVI столетия Карло Прокаччини.
«Явления, очень важные для искусства Англии в целом, отражены, словно в капле воды, в нашей музейной коллекции, — считает Ирина Глебова. — В разрозненном, до поры до времени хранящемся в папках собрании английской гравюры я старалась проследить взаимосвязи, установить контекст». В ноябре 2008 года И. Ю. Глебова впервые представила доклад на конференции «Музейные коллекции: история, исследование, атрибуция», которая проходила в Киевской Лавре, в Музее украинского народного декоративно-прикладного искусства. В докладе И. Ю. Глебова представила собрание английской гравюры, хранящееся в ОМЗВИ, как целостную коллекцию...
Самая ранняя гравюра из этого собрания датирована 1685 годом; самая поздняя относится к 1895 году. Всего же в ОМЗВИ около 90 гравюр 49 английских мастеров тиражной графики.
Тина Арсеньева