|
В зале Одесского украинского музыкально-драматического театра имени Василько состоялось ожидаемое многими ежегодное шоу — защита дипломов выпускников гримерного и костюмерного отделений театрально-художественного училища.
Художественно-костюмерное отделение, возглавляемое Любовью Васильевной Егоровой, наверное, способно обеспечить выдающимися мастерами театры и киностудии всей страны, была бы работа! Девятнадцать дипломников показали проекты сложные, требующие кропотливой работы и умения подменять тонкую отделку (со сцены она зачастую просто не видна) эффектной имитацией.
Чтобы обучить студентов воссоздавать зрительный образ предыдущих эпох, педагоги используют археологические находки, скульптуру, живопись, фотографии, модные гравюры и журналы, прейскуранты торговых домов и описания современников. Основное внимание уделяется изучению, зарисовкам и обмерам сохранившихся оригиналов в фондах и на экспозициях отечественных и зарубежных музеев, в собраниях частных коллекционеров и костюмерного отделения. Курс истории материальной культуры предусматривает доскональное знание предметов, входящих в состав костюма. Это перчатки, сумки и портмоне, трости и зонтики, очки и лорнеты, монокли, ювелирные изделия (знаки царской власти, диадемы, кольца, серьги, ожерелья, броши, браслеты, шляпные и галстучные булавки, шателены, эгреты), портсигары, трубки, зажигалки, часы, портбукеты, веера, носовые платки, маски. В теоретическую часть авторской программы входит изучение орнаментов всех времен и народов. Результат — вот он, на сцене!
Председатель дипломной комиссии, профессор Луганского института культуры Владимир Андреевич Саган следил за показами, затаив дыхание. Уникальное одесское училище обучает ребят не только виртуозной технике шитья, но и умению из самых простых материалов создать имитацию богатства — бархата, шелков, кружев, позолоты...
— Мне выпала большая честь открывать сегодняшнюю защиту дипломов, — говорит выпускница Катя Лесовикова. — Почему я выбрала костюмы к сказкам «Тысяча и одна ночь»? Все девочки обычно мечтают стать принцессами, а я мечтала стать восточной красавицей и жить в гареме. А если серьезно, меня вдохновили эскизы Бакста к балету Римского-Корсакова «Шехерезада». Восток вдохновил меня богатством, обилием украшений, таинственностью. Шехерезада сумела сказками, иносказательным образом убедить Шахриара в том, что не все женщины так плохи, что женская душа тоже может быть чистой. И он оставил ее своей женой...
На сцене сменяли друг друга Шемаханская царица, царь Додон, Золотой Петушок, Царевна Лебедь, Елизавета Английская, Мария Стюарт и многие другие персонажи, которых встречали аплодисментами. Остается надеяться, что все выпускники без исключения найдут себя в профессии. А их труды и таланты будут востребованы театрами, причем одесскими. Одно время наши театры не уделяли должного внимания сценическому костюму, одевали актеров «из подбора», но, в конце концов, вернулись к пониманию простой истины: как рама является окном в картину, так и костюм персонажа — не что иное, как окно в спектакль, важный элемент творческого замысла.
Мария Гудыма. Фото Олега Владимирского