|
Интернет пестрит заголовками «Одесский оперный возглавил завхоз», «Одесская опера получила нового директора. Им стал завхоз театра»... И хотя назначение это — с приставкой «и.о.», это не уменьшило шок, вызванный в обществе и, следовательно, в СМИ решением министра культуры.
Как мы сообщали, побывавший в Одессе в минувшую субботу министр культуры и туризма Украины Михаил Кулиняк пообещал вопрос об управлении театром решить в ближайшее время. Точнее, назначенного на должность директора театра он пообещал представить коллективу либо уже до конца нынешнего сезона, либо при открытии следующего... Кандидатов не назвал, но сказал, что они у него есть...
Кандидаты были названы уже в понедельник: наиболее вероятными претендентами на это кресло, ссылаясь на свои источники, СМИ дружно назвали киевского чиновника Александра Музыченко и начальника управления культуры Одесской облгосадминистрации Надежду Бабич.
А затем пришло это сообщение. 15 июня министр культуры Украины назначил и.о. директора Одесского академического национального театра оперы и балета Н. Криворучко. Новый руководитель уже представлен в управлении культуры облгосадминистрации. До этого назначения Н. Криворучко был заместителем директора оперного театра по хозяйственной части (завхозом). Ранее Н. Криворучко заведовал хозчастью киностудии им. Довженко, а до того на протяжении длительного времени работал директором автобазы. В некоторых публикациях добавляется, что «Н. Криворучко считают «человеком С. Холденко», а это значит, что консервативные силы театра празднуют победу».
Но это ведь временно — утешают себя оптимисты. Но — ведь заявлен принцип подбора руководителя, показан стиль руководства культурой страны, вот в чем главное! Можно ли ожидать движения в сторону прогресса, в сторону Европы, в конце концов, после этого?
А некоторые еще вспомнили, что некогда, при партийном руководстве искусством в СССР, директором одесского оперного назначили человека, бывшего перед тем директором тюрьмы... Здесь нужно заметить, что советская кадровая политика все же в данном случае уступает первенство по абсурду нынешней. Потому что в те далекие времена директора театров были действительно хозяйственными руководителями, на творческий процесс решающего (и даже не решающего) влияния не имевшие. Тогда был директор театра — при главном режиссере, художественном руководители, а не наоборот. Другое дело в наше прагматичное время, выдвинувшее на первые позиции сторону материальную, Как мы знаем, сегодня есть театры, которые обходятся вовсе без художественного руководителя — сильный директор «держит в руках» коллектив, режиссеров приглашает на постановки. Бывает, что эти приглашенные создают в театре очень даже неплохой репертуар... Но тут уж все зависит от личности директора — его интеллекта, художественного вкуса и чутья, его связей в творческих кругах (а не только в чиновничьих)... И это — о драматических театрах. В таком же сложном организме, как театр оперы и балета, конечно, необходимо сильное художественное руководство, как и необходим надежный «тыл» — руководитель, умеющий обеспечить весь производственно-творческий процесс.
Интересно, что на сайтах в Интернете среди комментариев назначения, о котором идет речь, есть такое: «Может быть, ошибаюсь, но мне кажется, что директор как раз и занимается больше хозяйственной работой и является обыкновенным технарем, а творческую работу, главную для театра, ведет главреж»... Старыми мерками мыслите, дорогой товарищ! Вот и последние события в нашем Одесском академическом театре оперы и балета говорят о другом (см. ниже).
Нам переслали сообщение, которое появилось на блоге («Живой журнал») Алексея Ботвинова. Заслуженный артист Украины, один из самых известных в Европе и мире украинских пианистов, лауреат престижных конкурсов — он с энтузиазмом взялся за исполнение («на общественных началах») обязанностей художественного руководителя Одесского оперного театра при и.о. директора, народном артисте Украины Анатолии Дуде. Можно спорить о том, насколько удачными были те или иные административные решения Анатолия Ивановича, но то, что два проекта, осуществленных им и А. Ботвиновым — балет «Нуриев навсегда» и опера «Турандот», — стали настоящим прорывом к новому, современному, достойному художественному уровню в жизни театра — отрицать может только слепо-глухой или очень уж субъективный критик. И вот сегодня Алексей Ботвинов узнает, что одним махом решают разрушить то, что было создано большим трудом и талантом постановщиков и всего коллектива... Думается, он имеет право на то, чтобы его «крик души», был услышан. И поддержан неравнодушными.
Людмила Гипфрих